- Это просто срам! - заявила маркиза Милфорд-Хейвен, когда впервые увидела на выставке работы Франсуа Буше. Знала бы целомудренная дама, что на самом деле хотел сказать художник в своих работах, и сколь откровенны его самые скромные сюжеты, то упала бы в обморок. Сегодня мы познакомим вас с кодом Буше.
А чтобы предупредить комментарии из разряда "каждый видит то, что хочет" и "вы сами это придумали", поясним - материал основан на курсе лекций "Пол и холст: гендерное искусство" Мельбурнского университета.
Я никогда не любила Буше. Наверняка, вы тоже хорошо знакомы с этим художником и не раз видели его работы. От некоторых реально становится не по себе из-за их излишнего эротизма и натуралистичности. Дени Дидро долгие годы оставался главными критиком Буше. Когда спустя 20 лет с первого Салона, на котором выставлялись пасторали Буше, он вновь увидел так ненавидимые им картины, Дидро воскликнул - "Господи, этот человек прожил жизнь ради того, чтобы демонстрировать нам cиcbки и з@дницы". И я его понимаю. В отличие от того же Рубенса, эротизм Буше зачастую пошлый и отталкивающий.
Таких картин немного, - возразите вы. Но, увы, чем целомудреннее выглядит картина, тем больше в нем скрытых эротических символов. На протяжении многих лет Буше играл со своим другом драматургом Фавортом в увлекательную игру - создавал с виду невинные полотна, зашифровывая в них сотни неприличных намеков, которые Фаворт, а так же искушенное в подобных ребусах дворянство, должны были разгадать. Сегодня я представлю вам одну из таких картин.
Приятный урок
Для начала скажем, что картина называется "Приятный урок". Вы даже не представляете себе, насколько. Картина эта парная, существует второе полотно, в которой история имеет продолжение.
1. Прежде всего, во всех картинах Буше мужская фигура всегда доминирует над женской. "Заказчиком" приятного урока является в данном случае именно мужчина, пастух.
2. Овечки, они же агнец. Символ того, что девушка невинна, и что пастух развратил уже ни одну девственницу.
3. Пастушка связана с одной из овечек, которая развернута от зрителя. Она не догадывается о нависшей над ней угрозе и послушна своему пастуху.
4. Фонтан и медленно текущая вода указывают на возбуждение девушки.
5. Флейта как фаллический символ. Обратите внимание на пассивную позу девушки - она послушно выполняет предназначенную ей роль. По сути пара на картине занимается ор@льным сексом.
6. Копье и венок. Девушка сама направляет копье в венок. "Игра на флейте" является лишь прелюдией.
7. Сорванные в шляпке пастушки цветы, показывают, что ее связь с пастухом будет постоянной.
8. Лев, как царь зверей, замерший на фонтане - символ орг@зма, до которого пастух легко доведет свою пастушку.
9. Обратите внимание на обувь. Ноги пастушки обнажены, в то время, как пастух в сандалиях. Ее любовь искренняя, а вот пастух просто получает удовольствие.
На самом деле способов прочтения этой, как и других картин, множество. Но независимо от точек зрения, которых придерживаются различные искусствоведы, они едины в одном - живопись Буше пронизана эротическими подтекстами. Нужно понимать, что "пастух" и "пастушка" фигуры условные, прежде всего мы должны видеть в них мужчину и женщину.
Все тот же Дидро сетовал - самое большое возмущение вызывают в нем не откровенно эротические картины, а такие пасторали, перед которыми восторженно замирают простые обыватели. Если дворянство легко читало "код Буше", то приличные женщины, по мнению Дидро, оказывались жестоко и низко обмануты в своем восприятии, и ему было больно смотреть, какой восторг вызывают в них с виду милые и невинные картины.
Но у нас есть еще одна картина для разбора. Поехали?
Пасторальная сценка
1. Это полотно - продолжение серии, а потому мы видим всю ту же "пастушку" (напомню, "пастушка" - образ условный, на самом деле мы подразумеваем просто женщину). Одежды ее стали более благородных цветов, ткани дороже. Связь с "пастушком" принесла ей материальное богатство.
2. Вторая фигура это уже не наш "пастушок", а его посланник, которого искусствоведы условно называют "крестьянин". Обратите внимание на его светлую рубашку, сочетание цветов одежды, темный цвет кожи. Это не француз, иностранец, посланный "пастухом" "пастушке" в качестве нового любовника.
3. Оттиск "пастушка" на камне выдает его присутствие, подтверждая предыдущую идею - новый любовник послан к "пастушке" его волей.
4. "Пастушка" спит. Ее глаза закрыты, она не знает о намерениях мужчин.
5. В районе паха "крестьянина" хворост, как символ будущей страсти, которой только предстоит загореться.
6. Обратите внимание на позу собаки. Она символ верности. Собака выжидательно смотрит на хозяйку, словно ожидает ее решения. Но тело ее расположено по направлению к "крестьянину".
7. Помните, что значит корзинка? Правильно, акты соития. На этот раз корзинка полна цветов.
8. В отличие от первого полотна, ноги обоих любовников обнажены. Они не только искренне в намерениях друг к другу, но готовы вместе идти по жизни, встречая на пути горести и болезни.
9. Бревна, суки, трости - картина наполнена фаллическими символами куда в больших масштабах, чем прежняя. Так роман "пастушки" и "крестьянина" является определяющим в этой истории.
10. И самый интересный символ. Ваза, как символ матки. Этот роман закончится беременностью. А вот к чему приведет эта беременность? Этого нам художник не приоткрыл. И все же ваза украшена цветочной гирляндой, она не пуста, так что у зрителя остается надежда, что роман этот будет иметь счастливое продолжение.
Код Буше легок и понятен. Овладев им однажды, можно прочитать любое его полотно. Этим и развлекали себя дворяне 18 века. Во многом манеру "посланий" Буше переняли впоследствии прерафаэлиты.
Но это уже другая история: