Опыт и навыки. Эти два термина давно стали мерилом крутизны и предметом торга. В описании деятельности предприятий, требований к сотрудникам при приеме на работу, в доказательстве правоты одной из спорящих сторон и многих, многих других ситуациях мы отводим им первостепенную роль.
Почему?
Самое время оценить их полезность и ответить на вопрос:
- что на самом деле мы продаем и покупаем?
Для убедительности дадим этим феноменам научное обоснование. А чтобы мои рассуждения не показались слишком занудными и слишком теоретическими, в конце статьи я сделаю полезные выводы и приведу примеры практического их применения.
Опыт и навыки с точки зрения нейробиологии
Природа одарила нас – единственно ныне живущих приматов, представителей группы гоминид рода человек, способных к прямохождению, изготовлению и использованию орудий труда, а так же – к речи и абстрактному мышлению (из описаний в Википедии) самым передовым скоплением нейронов и синапсов под названием «человеческий мозг».
В гениальности созданного не приходится сомневаться даже самому отчаянному скептику. И в этом утверждении я ни сколько не лукавлю! Ведь если бы не продуманная кем-то структура взаимоотношений между лимбической системой, с ее набором выученных автоматизмов, и неокортексом, осознающим каждое наше действие, нам было бы сложно произвести самые простые движения: встать со стула, выпить стакан воды, выйти из дома. Даже привычные ежедневные функции заставляли бы нас серьезно задумываться прежде, чем что-то сделать. Вероятнее всего, мы бы попросту не дожили до 4-ой промышленной революции, будучи съедены дикими животными за долго до того, как научились говорить, писать, читать и считать.
Поэтому, любое событие, происходящее с нами на протяжении всей жизни, оставляет свой след в нашем мозге в виде простой автоматически воспроизводимой реакции на происходящее. Создается сверх эффективная экономичная модель принятия решений: «видишь красный сигнал светофора – стой, зеленый – иди».
Основная идея этой модели: все упростить с точки зрения количества проделываемых нашим мозгом операций в единицу времени, и накопить как можно больше доступного для автоматического использования.
Вот почему именно опыт, полученный ранее, играет с нами как добрую, так и злую шутку. В массиве накопленной информации наш мозг очень умело сам запутывается и запутывает других. Как? - Находит объяснения корректности сделанных выводов, простым перебором имеющихся у него данных из прошлого, компилируя их в подходящий под актуальный сегодня вариант.
Чем больше данных «загружено в систему» (обширнее опыт), тем больше набор предлагаемых действий и число вариантов на выходе, которое наш «компьютер» способен нам предложить в качестве реализуемых в различных ситуациях.
Знания, умения, навыки, опыт
А мы, при этом, думаем, что мы думаем…
Андрей Курпатов писал в «Красной таблетке»:
«Сначала мозг принимает какое-то решение, а потом сам же и адаптируется к его последствиям. Да, он в буквальном смысле физически перестраивается! Перестраивается и начинает считать принятое им решение не только правильным, но и единственно возможным.».
А откуда эти решения он берет? Правильно! – из опыта. А точнее: из тех самых «баз данных» или набора отработанных до автоматизма действий, сохраненных в нашей «Системе 1», функционирование которой подробно описано Даниэлем Канеманом.
Напомню (по Канеману), что именно она срабатывает автоматически и очень быстро, почти не требуя усилий и не расходуя дополнительной энергии, что вполне соответствует реализуемой нашим мозгом стратегии. Тогда, как «Система 2», производящая сложные умственные вычисления, требует затраты куда больших ресурсов на свою работу.
А как оценить это «куда больших ресурсов»?
По утверждению Профессора, Доктора биологических наук, Савельева С.В. мозг человека составляет 1/50 от массы его тела. При этом в состоянии покоя потребляет 10% энергии и 20% кислорода генерируемых его телом. В состоянии активной мозговой деятельности потребление энергии возрастает до 25%, кислорода до 35%.
Не слишком ли расточительно для такого незначительного действия, как «подумать»?
Вот и природа так считает.
Продолжу цитировать Профессора Савельева:
«…это самый затратный орган человека. По этой причине адаптивный механизм человека отключает его при любой возможности».
Отключает или переводит в более экономичный режим работы «Системы 1».
Надеюсь, что теперь всем стало очевидно, что:
Опыт и навыки – это не интеллект
…а природная способность мозга заниматься компиляциями правильных ответов
Если не рассматривать очевидные ситуации, где опыт с навыками ценен и дорог одновременно (управление авто, ведение бухучета, создание интернет сайтов на конструкторе,…), о чем было бы скучно не только читать, но и писать, то
Первый практический вывод напрашивается
Гораздо проще воспроизвести то, что уже имеешь, или собрать что-то из чего-то уже имеющегося чем придумать новое, ни на что не похожее, ни кем не изученное, если процесс этого придумывания столь энергозатратный.
С одной стороны, например, шаблоны документов – вариант оптимизации времени. Меняешь цифры и названия – получаешь новый документ.
С другой – что, если решение задачи требует задействования интеллекта, а не перебора вариантов? Как, например, у художников, писателей или стратегов и маркетологов. Когда от решений, связанных с уникальностью приобретаемого нами, зависит не только полученные впечатления, но и успех, скажем, в бизнесе?
Как вариант: это могут быть предложения по разработке рекламных стратегий от профильных агентств. Где гарантия того, что за яркой оберткой презентаций не скрываются все те же проверенные временем, ставшие автоматическими, собранные, как конструктор решения?
Можно ли этого избежать?
Да. И это – второй практический вывод
Начать мыслить критически и все станет очевидно..
- Сравните предложения от разных рекламных агентств и попробуйте найти хоть сколько-нибудь отличий в их презентациях, кроме названий софтов, математических моделей и технологий. Вы можете сильно удивиться. Но – определите для себя реальную ценность и стоимость предлагаемого.
- Еще один признак того, что вам продают опыт, это – большое число слайдов «об агентстве» и подробным рассказом о том, как много проектов им уже было реализовано. Вот только не понятно: какое значение эти проекты имеют для решения ваших задач? Особенно в условиях тех политэкономических изменений, которые мы сейчас переживаем.
Я слишком предвзято отношусь к рекламному рынку?
Ни в коем случае! Я люблю его нежно как минимум за умение сочетать в себе ребяческую непосредственность и холодный расчет. Такая горючая смесь может служить плодородной почвой для творческого созидания в профессии, а для вновь зарождаемой индустриальной экономики – еще и малозатратным, хорошо управляемым источником дохода в бюджет страны.
И, наконец...
Третий пример практического применения рассуждений о опыте и навыках
Одна из моих коллег, будучи руководителем подразделения международной рекламной группы, нанимая на работу новых сотрудников, просила их написать формулу среднего геометрического. В результате: только 10% соискателей проходили тест даже не давая правильного ответа, но пытаясь рассуждать на бумаге. Остальные 90% успешно проваливались и отправлялись искать удачу в другой компании. То есть, девять из десяти специалистов с высшим образованием и опытом работы с интеллектуальными продуктами, не знали что им делать в условиях, когда попадали в неожиданную, не проживаемую ими ранее ситуацию и не имели «автоматического ответа»!
Этот пример демонстрирует большую проблему во многих отраслях нашей экономики – отсутствие думающих специалистов, способных к творчеству и созиданию в профессии.
Еще про заблуждения здесь