Найти в Дзене
Men Today

12 лучших фестивальных фильмов 2024

Оглавление

Эти фильмы проложили путь на голубой экран через красные дорожки лучших фестивалей мира, но при этом часто остаются в тени более массового кино. Пора дать им зеленый свет. МТ выбрал 12 картин, которые подарят вам всю палитру эмоций.

    12 лучших фестивальных фильмов 2024
12 лучших фестивальных фильмов 2024

Фестивальным кино многие зрители с ходу брезгуют, опасаясь нарваться на что-то заумное, хмурое, тоскливое и непонятное. Но именно на фестивалях (как крупнейших — Венецианском, Каннском и Берлинском, так и на десятках второстепенных) происходит самое интересное в мировом кино. Свежие идеи, новые ходы и та самая оригинальность, в отсутствии которой упрекают создателей “мейнстримного” кино, что голливудского, что российского, — все это можно найти именно там. Мы решили рассказать про несколько фестивальных хитов, которые недавно вышли или вот-вот выйдут в российский прокат.

“(Не)бывшие”

В прокате с 28 марта, Венецианский фестиваль

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Медленная, но обаятельная французская мелодрама. Пустынный берег бретонского полуострова Киброн, зима, дорогой санаторий. Туда приезжает 50-летний актер Матье, находящийся одновременно на пике славы и психологического кризиса. Он только что сорвал постановку, в которой должен был дебютировать на парижской сцене, — сорвал просто из страха, что не справится, и теперь пытается зализать душевные раны, страдая от собственной трусости и неуверенности в будущем.

В этот-то момент он и встречает Алис, свою бывшую подружку, которую когда-то резко и подло бросил. Она вроде бы уже не в обиде — в конце концов, она замужем, у нее растет дочь, и прошлое, кажется, поросло быльем. Матье и Алис пьют кофе в пустом кафе, потом прогуливаются по ветреному пляжу, смеются, смотрят на скалы и волны — и все, что между ними было, оживает снова.

Изумительный актерский дуэт Гийома Кане и Альбы Рорвахер, наверное, главное достоинство фильма Стефана Бризе; обидно, что ни Гийому, ни Альбе не достались в Венеции призы за их работы.

“Я — капитан”

В прокате с 28 марта, Венецианский фестиваль (“Серебряный лев” за режиссуру)

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Один из главных венецианских хитов, который понравился подавляющему большинству критиков (а потом был номинирован на “Золотой глобус” и “Оскар” в категории “Лучший международный фильм”). Герои — двоюродные братья, подростки, которые живут в сенегальской столице Дакаре и мечтают перебраться в Европу (а там, конечно же, сразу стать звездами хип-хопа). Тайком от родителей они копят деньги и отправляются в долгое путешествие через половину Африки до Триполи (чтобы там переплыть Средиземное море и оказаться на вожделенной Сицилии). Путешествие окажется мучительным и чрезвычайно опасным.

Но режиссер Маттео Гарроне снимает вовсе не трагедию о судьбе беженцев: “Я — капитан” — в первую очередь увлекательное приключенческое кино о невероятной одиссеи, предпринятой мальчишками. Отчасти это даже сказка, и некоторые вспомнили предыдущий фильм Гарроне, “Пиноккио” — о деревянном мальчике, который мечтал стать настоящим ребенком и добился-таки исполнения мечты. Добьются ее и герои “Капитана”.

“Сказки Гофмана”

В прокате с 28 марта, Фестиваль “Короче”, Калининград (конкурс полнометражных дебютов)

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Дебютная работа режиссера Тины Баркалая открывала первый конкурс полнометражных дебютов на калининградском фестивале “Короче”, и оставила очень приятное впечатление (несмотря на небольшое количество почти неизбежных для дебютанта огрехов).

Это история Нади Страховой (говорящая фамилия), 35-летней библиотекарши и по совместительству театральной гардеробщицы из провинциального города, которая с детства поставила на себе крест. Она не верит в себя, не любит реальную жизнь, глубоко уверена, что ничего и никогда в ней не достигнет. Муженек, толстый и волосатый парниша, только поддерживает в ней это ощущение, убеждая, что никто, кроме него, никогда не взял бы ее в жены.

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Но однажды Надю замечает ассистент кинорежиссера. Точнее, даже не ее, а кисти ее рук — удивительно тонкие и изящные. Они нужны на крупных планах, и так у Нади начинается артистическая карьера.

Чуть ли не самое симпатичное в “Сказках Гофмана” — актерские работы Екатерины Вилковой, Евгения Цыганова и Максима Стоянова: они играют своих персонажей удивительно расслабленно и легко, и при этом безупречно точны в нюансах.

“Предчувствие”

В прокате с 4 апреля, Венецианский фестиваль, фестиваль в Пусане, фестиваль в Вальядолиде (приз лучшей актрисе Леа Сейду)

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Картина одного из самых интересных современных режиссеров Франции Бертрана Боннело формально основана на рассказе Генри Джеймса “Зверь в чаще”, хотя на экране от него почти ничего не осталось. В 2044 году Габриэль (Леа Сейду) должна пройти процедуру, которая избавит ее ото всех сильных эмоций, предварительно погрузив в прошлые жизни. (Слово “реинкарнация” не произносится, но, если его все-таки потихоньку произнести, оно многое объяснит озадаченному зрителю).

Оказывается, в 1910 и 2014 годах Габриэль встречалась с симпатичным молодым человеком Луи в Париже и Лос-Анджелесе; эти встречи вызывали одновременно любовный трепет и тревогу, страх перед неким непостижимым “зверем”, катастрофой, которая уничтожит героев. Встречается она с Луи и в своем 2044-м, и на этот раз счастья тоже не найдет.

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Эта философская драма вызывает в памяти множество других фильмов и книг, от работ Дэвида Линча до “Облачного атласа” Дэвида Митчелла, от “Вечного сияния чистого разума” Мишель Гондри до “В прошлом году в Мариенбаде” Алена Рене. Многих критиков в Венеции она привела в восторг, а многих обескуражила; жюри решило для простоты ничего ей не давать.

“Вампирша-гуманистка ищет отчаянного добровольца”

В прокате с 4 апреля, Программа “Дни авторов” на Венецианском фестивале, участие в фестивалях в Салониках (приз зрительских симпатий), Ситжесе, Кливленде, Майами, Палм-Спрингсе, Сан-Пауло

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Канадская комедия про девушку-вампира, отличающуюся повышенной человеколюбивостью: она не может заставить себя убивать людей и пить их кровь (это что-то врожденное: даже клыки у нее в детстве прорезались с большим опозданием). Пьет домашние запасы крови, которые добывают родные. А те уже не знают, что с нею делать. Решают лишить ее пропитания, чтобы хоть с голодухи она переступила через свои моральные принципы.

И тут ей попадается старшеклассник в депрессии, не желающий жить и готовый добровольно отдать ей всю свою кровь. Но сначала она должна помочь ему выполнить последнее желание…

“Белое пластиковое небо”

В прокате с 4 апреля, Программа “Встречи” на Берлинском кинофестивале, фестиваль анимации в Анси

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Венгерский мультфильм о невеселом мире будущего. Сто лет тому вперед, начало XXII века: Земля стала выжженной пустыней, все животные и растения на ней погибли. Крупные города, такие как Будапешт, накрыты пластиковыми куполами, и жизнь в них продолжается как ни в чем не бывало.

Вот только люди наслаждаются ею лишь до 50 лет, а потом обязаны отправиться на специальную “плантацию”. Там в них вживляют семена, вводят в анабиоз и постепенно превращают в человекодеревья со съедобными листьями (узоры на них повторяют папиллярные линии на пальцах). Из этих листьев и делают пищу для молодых будапештцев.

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

А через пару лет деревья сжигают, потому что у них начинается пора цветения, а пыльца их смертельно ядовита. Героиня фильма решает фактически покончить с собой — превратиться в дерево задолго до достижения 50 лет.

Ее муж оказывается против и отправляется за любимой на “плантацию”, мечтая извлечь из нее семя дерева и вернуть все, как было.

“Меч короля”

В прокате с 18 апреля, Венецианский фестиваль

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

1755 год. Капитан Людвиг Кален, четверть века прослуживший в немецкой армии, возвращается в родную Данию. Он хочет дворянский титул и получить его намерен, осуществив смелый план: освоить безжизненные ютландские пустоши, засадив их картошкой (новым для XVIII века продуктом). Королевские чиновники соглашаются, хотя и не верят в успех мероприятия.

Кален отправляется в Ютландию — и сталкивается там с садистом-феодалом, который любой ценой хочет ему помешать. Экранизация бестселлера датской писательницы Иды Йессен осуществлена крепким профессионалом Николаем Арселем (увы, лучше всего он знаком публике по худшему своему фильму — нелепой голливудской экранизации “Темной башни” Стивена Кинга с Идрисом Эльбой и Мэтью МакКонахи).

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

В Венеции фильм (оригинальное его название — “Бастард”, а международное английское — “Земля обетованная”) сравнивали с вестерном и очень хвалили Мадса Миккельсена, сыгравшего главную роль.

“Зла не существует”

В прокате с 25 апреля, Венецианский фестиваль (Гран-при жюри)

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Японец Рюсукэ Хамагути прославился на весь мир, сняв фильм “Сядь за руль моей машины” — трехчасовую, очень неторопливую психологическую драму, основанную одновременно на рассказе Харуки Мураками и чеховском “Дяде Ване”.

В Каннах в июле 2021 года картина получила приз за лучший сценарий, в течение нескольких месяцев стала считаться современной классикой и на “Оскарах” зимой 2022-го была уже номинирована в том числе в категориях “Лучший фильм года” и “Лучший режиссер” (получила в итоге статуэтку за “Лучший международный фильм”).

Естественно, следующую картину Хамагути без разговоров взяли в венецианский конкурс, где ей в итоге достался второй по значению приз. Действие разворачивается в горной деревне, славящейся своей исключительно чистой и вкусной ключевой водой.

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Столичные застройщики собираются построить там “глэмпинг” (грубо говоря, шикарный отель-санаторий, в котором люди живут со всеми удобствами, но в то же время как бы на природе). Конечно, строительство погубит всю экосистему. Отталкиваясь от этого простого конфликта, Хамагути уводит зрителя в любимые им глубины психологии и меланхолии.

“Память”

В прокате с 2 мая, Венецианский кинофестиваль (приз “Лучшему актеру”— Питеру Сарсгаарду)

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Мелодрама снята Мишелем Франко, довольно радикальным независимым автором, но этот его проект сравнительно мейнстримный. Речь в нем идет о двух несчастных жителях Бруклина: Сильвии и Соле. Сильвия — бывшая алкоголичка, страдающая от последствий детской психологической травмы. А Сол мучается от деменции, пришедшей к нему не в старости, а в расцвете лет.

Встретившись практически случайно, они становятся близки (насколько это возможно в случае Сола, путающего, произошло то или иное событие пять минут или пять лет назад).

Главное достоинство картины — работы актеров: Питер Сарсгаард, которого всю жизнь незаслуженно обделяли призами, наконец-то получил в Венеции “Кубок Вольпи”, а Джессика Честейн вновь доказала, что является одной из лучших актрис поколения.

“Я не киллер”

В прокате с 23 мая, Венецианский фестиваль

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Гэри Джонсон, преподаватель философии и психологии в нью-орлеанском колледже, случайно и неожиданно получает новую работу: полицейские предлагают ему изображать киллера. Надо выходить на тех, кто собирается прибегнуть к услугам наемного убийцы, а потом сдавать их копам. Гэри наслаждается процессом, для которого требуется определенный актерский талант, примеряет разный грим и костюмы, все у него складывается очень неплохо… А потом ему вдруг очень нравится одна женщина, решившая заказать собственного мужа.

И все идет не по плану. Один из самых “зрительских” фильмов уважаемого американского автора Ричарда Линклейтера (“Отрочество”, трилогия “Перед рассветом” / ”Перед закатом” / “Перед полуночью’) — винегрет из жанров: смесь комедии, триллера, мелодрамы и нуара, причем управляется со всем этим Линклейтер виртуозно.

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Между прочим, параллельно он работает над мюзиклом Merrily We Roll Along (у нас переводят “Мы едем, едем, едем”), который должен сниматься в течение 20 лет и выйти в 2039 году (!): герой Пола Мескала будет стареть на экране естественным образом. Держим кулаки и надеемся, что на Венецианском фестивале 2039 года проект получит “Золотого льва”.

“Проклятие “Зов могилы”

В прокате с 30 мая, Программа “Форум” на Берлинском фестивале

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

На фестивалях показывают не только артхаус, но иногда (чаще не в основных конкурсах) совершенно зрительское жанровое кино. Международное название этой корейской картины — Exhuma, и да, вы правильно поняли: речь в ней идет об эксгумации.

В состоятельной корейско-американской семье болеет новорожденный сын. Обращаются к шаманам; те быстро определяют, что все дело в проклятии, известном как “Зов могилы” — это когда мстительный дух предка преследует перворождённого ребенка. Надо найти могилу этого предка и что-нибудь с ней сделать. Находят, раскапывают — и начинается такая свистопляска, что хоть святых выноси.

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Между прочим, в Южной Корее это настоящий блокбастер: меньше чем за полтора месяца он собрал 82 миллиона долларов (цифра, которая продюсерам российских фильмов, даже таких популярных, как “Холоп 2” или “Движение вверх”, только снится).

“Империя”

В прокате с 28 июля, Берлинский фестиваль, приз жюри

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Режиссер Брюно Дюмон прославился в Каннах, где показывал невеселые картины (в 1999-м — драму “Человечность”, а в 2006-м — “Фландрию”, обе картины получили на Круазетт награды). Но в последнее время Дюмона тянет на легкий (по его, конечно, меркам) жанр: он снял два мини-сериала, “Малыш Кенкен” и “Кенкен и инопланетяне”, в которых дети и подростки в бретонской глубинке расследовали удивительные события.

“Империя” — пока что кульминация жанрового кино по-дюмоновски: теперь в рыбацкой деревеньке на севере Франции разворачивается настоящая битва между силами Добра и Зла. При этом штаб-квартирой сил света становится часовня Сен-Шапель, одна из главных жемчужин Парижа, а штаб-квартирой сил тьмы — Версаль. Это дичайшая дичь, которую трудно описать словами: вроде бы пародия на “Звездные войны”, но до того странная, что у большинства критиков быстро кончаются эпитеты.

   Архивы пресс-службы
Архивы пресс-службы

Стоит увидеть своими глазами, чтобы поверить и понять. Правда, было бы неплохо для начала посмотреть обоих “Кенкенов” (поверьте, это окупится): действие разворачивается в одной дюмоновской вселенной, при этом непрофессиональные актеры, игравшие в сериалах, на этот раз смешаны со звездами французского кино вроде Лины Кудри, Камиль Коттен, Фабриса Лукини и Анамарии Вартоломей.

А впрямую связывают эти проекты двое незабываемых туповатых полицейских, сыгранных Бернаром Прюво и Филиппом Жором.