Найти тему

«Слава, запечатленная в фарфоре»: как сохранить историю. Часть I.


Вот уже несколько лет в Петербурге реализуется масштабный проект, получивший название  «Слава, запечатленная в фарфоре».  Его цель – историческое просвещение граждан нашей страны, сохранение и популяризация отечественной истории. Для достижения этих целей созданы коллекции фарфоровых скульптур выдающихся исторических личностей славного прошлого нашей великой Родины.

Об особенностях проекта рассказал Алексей Иванович Колодко, член правления фонда «Императорское Общество Поощрения Художеств», руководитель департамента по развитию проектов.

Алексей Иванович Колодко, член правления фонда «Императорское Общество Поощрения Художеств»
Алексей Иванович Колодко, член правления фонда «Императорское Общество Поощрения Художеств»

Когда и как родилась идея проекта «Слава, запечатленная в фарфоре»?

Алексей Иванович Колодко:
Я увлекаюсь фарфором уже более десяти лет. Изучаю историю фарфоровых мануфактур и фарфорового производства, собираю профессиональные каталоги, стараюсь максимально глубоко погрузиться в тему. Конечно, я и коллекционирую фарфоровую скульптуру. Чтобы понимать всю красоту фарфора,   его нужно видеть ближе, держать его в руках.  Когда я только начал собирать фарфор, меня привлекла скульптура французского военного деятеля, маршала Франции Эдуарда Мортье.  Её создали на мануфактуре Шайбе-Альсбах в Германии. Скульптура происходила из отдельной серии, посвященной маршалам Наполеона. Я был потрясен этой скульптурой и загорелся купить всю коллекцию, что и было сделано.

французский военный деятель, маршал Франции Эдуарда Мортье
французский военный деятель, маршал Франции Эдуарда Мортье

В 2018 году мы с Фондом «Императорское Общество Поощрения Художеств» организовали выставку военной фарфоровой скульптуры в Государственном мемориальном музее А.В. Суворова в Петербурге. Мы привезли из-за рубежа порядка 40 скульптур: французские маршалы, солдаты, офицеры. Все скульптуры были высокого уровня исполнения. Но я заметил, что они зачастую имели лишь приблизительное портретное сходство с реальными историческими персонажами. Использовалась некая военная поза, добавлялись военные атрибуты, но все это было сделано символично, без соблюдения исторической достоверности. Тогда родилась идея сделать образ максимально близким к реальности.

Был и еще один важный фактор. Фарфоровые мануфактуры делали скульптуры исключительно зарубежных военачальников – генералов наполеоновской армии, прусской, австрийской, английской. Образы русских военачальников не делал никто.  В России были попытки, но они не получили широкого распространения. Императорский фарфоровый завод в свое время делал бюсты Суворова и Кутузова. Но это именно бюсты, полноценных скульптур на эту тему создано не было, и мы решили восполнить этот пробел. Собрали команду профессионалов и самостоятельно сделали фарфоровую скульптуру Александра Суворова — самого знаменитого военачальника в российской военной истории и одного из самых известных полководцев в мире. Работа получилась достойная, стала жемчужиной выставки в Суворовском музее. На фоне дрезденских фарфоровых скульптур она выглядела выигрышно, потому что здесь был конкретный и легко узнаваемый персонаж. Созданный на основе портретов и исторических данных. С этого момента началась история проекта «Слава, запечатленная в фарфоре».

Генерал-фельдмаршал Суворов А.В.
Генерал-фельдмаршал Суворов А.В.


В чем суть проекта, какую идею вы вкладываете?

В первую очередь – это сохранение исторической памяти. Мы должны знать свою историю. Это наша твердая точка опоры. Та точка, откуда мы выстраиваем вектор своей жизни. Только понимая деяния наших предков, мы можем адекватно воспринимать ситуацию сегодняшнего дня и определять, куда нам двигаться дальше. Когда мы понимаем, что за нашей спиной стоят истинные герои, мы уже не можем поступить плохо, это накладывает огромную ответственность.

Например, среди выполненных нами фарфоровых скульптур есть русский генерал-лейтенант, участник Наполеоновских войн Василий Дмитриевич Иловайский 12-й, происходивший из знатного дворянского казачьего рода. Почему мы выбрали его? Он был не самым заслуженным из донских атаманов, но на его примере мы хотели показать, что за ним стоит 12 поколений. Он не может струсить, не может предать родину. Мы хотим, чтобы будущие поколения понимали, сколь значима история нашей страны, какие были люди. Ведь подчас мы многое забываем.

Василий Дмитриевич Иловайский 12-й
Василий Дмитриевич Иловайский 12-й

История выстраивается из частной летописи. Мы должны понимать, что все, что мы сегодня имеем, как мы поступаем, как мы живем, как мы смотрим на мир, как к нам мир относится, это все благодаря тем людям, которые уже ушли, которые положили свою жизнь на алтарь Отечества. Мы должны их знать и помнить, мы должны ими гордиться, видеть их в том числе в образе фарфоровых скульптур.

Это особенно важно сейчас, когда приходится бороться с фальсификацией истории. Уверен, что мы делаем большое патриотическое дело. Не только создаем произведения искусства, но рассказываем о судьбах и подвигах, составивших славу нашей Родины.

Какие разделы включает в себя уникальная коллекция? Какие темы вы развиваете?

После скульптуры Суворова мы замыслили сделать серию полководцев русской армии, которые участвовали в войне 1812 года.  Поставили себе цель: изготовить не менее десяти процентов от общего числа героев, запечатленных на портретах в Военной галерее Зимнего дворца. Галерея включает 332 портрета генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года. Нам удалось сделать 28 скульптур, включая императора Александра I, Михаила Кутузова, Петра Багратиона. Выбрали самых ярких представителей военной кампании того времени.  Эту коллекцию также представили в Суворовском музее. На выставке, посвященной 210-й годовщине Бородинского сражения в 2022 г. Выставка вызвала большой интерес, несколько раз её работу продлевали. Особенно она полюбилась детям, выставку посещали целыми классами. Ведь для детей очень важен визуальный ряд. Если долго и сухо им о чем-то рассказывать, дети устают и не слушают. А здесь им любопытно: они разглядывают лица героев, детали, спрашивают, интересуются.

Еще один интересный проект: в преддверии 75-летия Победы в Великой Отечественной войне мы создали коллекцию «Кавалеры Ордена «Победа». Можно было воссоздать образы маршалов Победы. Но их довольно много. Помимо маршалов Советского Союза, были маршалы рода войск: маршал артиллерии, маршал авиации, маршал войск связи и т.д. Это довольно большая группа, поэтому мы решили её сузить. Кавалерами ордена «Победы» были 16 человек.  Среди кавалеров трое были награждены дважды: самый известный и самый неоднозначный из правителей России Иосиф Сталин, Маршал Победы, «русский Георгий Победоносец», легендарный военачальник Великой Отечественной Георгий Жуков и один из крупнейших полководцев Великой Отечественной войны Александр Михайлович Василевский. Коллекция «Кавалеры Ордена «Победа» пополнила собрание Министерства обороны РФ.

Получается, вас интересуют только военные и политические деятели?

Отнюдь. Нас интересуют представители разных сфер деятельности. Самое главное – значимость их деятельности для отечественной истории. Так, одну из коллекций мы посвятили спортивной тематике - участникам суперсерии хоккейных матчей «СССР - Канада – 1972 года».  Советская сборная, сыгравшая в суперсерии 1972 года, -  это гордость нашей страны. Вспоминая те события, мы говорим о нашей самодостаточности и несгибаемой силе духа сегодня.

-6

Коллекция включает 30 фарфоровых скульптур на плинте в виде осколков льда. Среди героев коллекции – вратарь ЦСКА Владислав Третьяк, крайний нападающий ЦСКА Валерий Харламов, центральный нападающий СКА Вячеслав Солодухин, центральный нападающий Динамо Александр Мальцев и другие знаменитые спортсмены. Каждый герой запечатлен в индивидуальной позе, идеально передающей разные моменты движения и динамику игры. Ни одна поза не повторяется. Мы бережно отнеслись к передаче деталей – у кого какая клюшка, какая шнуровка на ботинках. Это только кажется, что все они одинаковые, в красно-белой форме. Каждый из них – индивидуален. Все хоккеисты стоят на коньках, причем на очень тонких коньках и без какой-либо подпорки. Это вообще никто не делает, а мы смогли.

В коллекции также можно увидеть скульптурные образы заслуженного мастера спорта СССР, заслуженного тренера СССР Всеволода Боброва, руководившего сборной СССР во время суперсерии, и выдающего комментатора Николая Озерова – автора крылатых изречений «Такой хоккей нам не нужен!», «Извините, технические неполадки вне территории СССР» или «Опять этот девятый номер!».

В 2022 г. коллекция демонстрировалась в московском Музее хоккея - на выставке, приуроченной к 50-летнему юбилею великой Суперсерии. В декабре 2023 года мы показали коллекцию в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге,  она стала украшением «Кубка Первого канала».

демонстрация коллекции фарфоровых скульптур в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге в рамках «Кубка Первого канала».
демонстрация коллекции фарфоровых скульптур в Ледовом дворце в Санкт-Петербурге в рамках «Кубка Первого канала».


Со спортом понятно, а науке вы внимание уделяете?

Безусловно. В прошлом году было 80 лет Курчатовскому институту. В 1940-х годах его сотрудники стояли у истоков развития атомной энергетики в стране и приняли участие в создании атомной бомбы. Сейчас институт занимается не только ядерной физикой, но также химией, высокоточной медициной, экологией и даже информационными технологиями.  Национальный исследовательский центр обратился к нам с просьбой создать специальную фарфоровую коллекцию к юбилейной дате.

Так появилась скульптура Игоря Курчатова - выдающегося физика, ставшего отцом советской атомной и термоядерной бомб, первой АЭС, реакторов для подводных лодок и ледоколов. Как я уже сказал, для нас очень важно передать личность персонажа, его характер, индивидуальные особенности.  Работа над образом Курчатова не стала исключением. Известно, что физик любил читать газету «Правда» и часто ходил, держа ее в руках. И вот в нашей версии Курчатов  левой рукой держится за лацкан пиджака, а в правой держит сложенную газету «Правда». Она свернута, но мы видим ее название. Более того, на ней указана дата испытаний ядерного взрыва. На левой руке наполовину выступают часы. Они показывают то время, когда состоялись испытания. Естественно, это не случайно. Мы хотим, чтобы люди обращали внимание на такие детали, больше интересовались теми удивительными событиями, с которыми был связан тот или иной человек.

Мы создали яркие образы представителей советского проекта атомной бомбы, включая Юлия Харитона, Ефима Славского, Анатолия Александрова, Кирилла Щелкина, а также государственного и партийного деятеля Лаврентия Берии, без которого этот проект не смог бы осуществиться в такие сжатые сроки. Во многом именно его организаторский талант помог создать ядерную бомбу всего за четыре года. Благодаря ему в крайне сжатые сроки в нашей стране появились целые новые отрасли промышленности, которых раньше не было. Для всех скульптур мы сделали специальный плинт в виде верхней части ядерного реактора. Создается впечатление, что каждый герой коллекции стоит на крышке ядерного реактора.

Материал подготовила Елена Прилашкевич