«И в «Ночах Кабирии» и тем более в «Сладкой жизни» Феллини трезво, реально показывает жизнь собственнического общества. Но упрямо, с непреклонной беспощадностью изучая и изображая реальный облик буржуазного мира со всеми его собственническими уродствами, разрушающими человеческое в человеке, Феллини фактически оставляет в стороне положительные аспекты народной жизни».
Читаем фрагменты старой статьи киноведа А. Караганова (1915-2007), опубликованной в 1966 году:
«Феллини уже в начале своего режиссерского пути выступал как критик окружающей действительности, нередко доводя эту критику до сатирических заострений. Но он и тогда был несколько «романтичен» — в том смысле, что искал, за что «зацепиться», искал идеи, которые могли бы увлечь, внушить надежду... На какое-то время он пришел к преклонению перед чистотой души и поискам спасения через неосознанную чистоту («Ночи Кабирии», «Сладкая жизнь»).
Демократическая итальянская кинокритика справедливо отмечала тогда, что содержащиеся в этих фильмах мотивы смирения и веры отчетливо перекликаются с устремлениями католицизма: показать человеку тщетность его земных усилий, если только они не служат «высшей цели», выходящей за рамки посюстороннего существования.
И в «Ночах Кабирии» и тем более в «Сладкой жизни» Феллини трезво, реально показывает жизнь собственнического общества. Но упрямо, с непреклонной беспощадностью изучая и изображая реальный облик буржуазного мира со всеми его собственническими уродствами, разрушающими человеческое в человеке, Феллини фактически оставляет в стороне положительные аспекты народной жизни. Воссоздаваемые им жизненные картины лишены исторической (подвижности: за их пределами остаются социальные силы, решающим образом влияющие на ход истории.
Казалось бы, этой особенностью своих фильмов Феллини сближается с Антониони. Но, несмотря на существенные сближения, различия остаются.
И дело не только в том, что Феллини более социален: не отъединяет героев «Сладкой жизни» и виновников несчастий Кабирии от общественной среды — живописует ее щедро и разносторонне.
Даже после мрака «Сладкой жизни» с ее циничными героями Феллини продолжает искать. Он ищет пути к постижению «тайн» века, правды жизни, идеалов, которые могут увлечь...
А когда не находит, он делает предметом искусства свою собственную драму — духовную драму художника, тщетно ищущего правды. Так рождается замысел фильма «8 1/2».
Кинорежиссер Гвидо Ансельми, главный герой фильма, очень откровенно, с душевной болью говорит о своих поражениях: «Я хотел сделать честный фильм, без лжи, который был бы полезен всем, чтобы похоронить то, что сгнило в каждом из нас. Но в конце концов я оказался неспособен похоронить что бы то ни было. Я хотел все сказать, но мне нечего сказать...».
У Гвидо есть свой Мефистофель — критик и советчик. «Вы поняли, на каком хрупком фундаменте покоится ваше здание,— откликается он на горькие признания Гвидо.— Будет лучше, если оно рухнет... Надо уйти в молчание... Я счастлив видеть, как вы гасите огонь. Вы избавляетесь таким образом от тягостной необходимости лицезреть груду бесполезного пепла. Гвидо, мой друг, ото так прекрасно, так чисто — тишина, пропасть, небытие...».
Поиски той правды, которую Гвидо Ансельми хочет выразить своим новым фильмом, столь мучительны и тщетны, что Гвидо был бы логичен, последовав совету своего друга и постоянного оппонента. Уйти в молчание — что может быть желаннее: в прошлом — одни только разочарования, сегодня — обломки разрушенных идолов, которым когда-то поклонялся, воспоминания об иллюзиях, какими утешался... А завтра?
Но Гвидо не сдается... Он мучительно думает над фильмом о путешествии людей в космические дали, о земных драмах, породивших замысел фильма. А когда мучительные искания оказались тщетными, он находит какое-то подобие утешения в примирении со всеми, с кем встречался, работая над своим несостоявшимся фильмом, со всеми «героями» своих снов и кошмаров.
И тут возникает самый непонятный, художественно неоправданный и смутный поворот в развитии фильма. Ведь фактически Гвидо ничего не нашел, на мучившие его вопросы не ответил, правды не открыл, а ликует в хороводе со всеми. И с теми, кого ненавидел, и с теми, кого снисходительно презирал, и с теми, кого только терпел... Мрачный получается хоровод: имитация «озарения» без открытия истины.
Все писавшие о фильме «8 1/2» неизменно отмечали автобиографичность образа Гвидо Ансельми для самого Феллини (да и сам Феллини не скрывает этого).
«8 1/2» —фильм исповеднический. Феллини исповедуется с откровенностью, прямо-таки поразительной. Он беспощаден не только по отношению к людям и обстоятельствам, его окружающим, но и по отношению к самому себе.
Среди многочисленных авторских характеристик фильма есть такая (с моей точки «зрения наиболее точная): «Это нечто среднее между бессвязным психоаналитическим сеансом и беспорядочным судом над собственной совестью, происходящими в атмосфере преддверия ада».
Да, суд над собственной совестью действительно идет в преддверии ада. Для «места действия» по-своему естественны, логичны кадры, где герой фильма задыхается в автомобиле, затертом в каком-то тоннеле, тщетно пытается выбраться из роскошной машины, ставшей похожей на душегубку, или хотя бы приоткрыть окно — глотнуть свежего воздуха.
«Преддверие ада» Обозначается и многими другими эпизодами. Продюсер торопит режиссера — скорее, скорее, снимай, делай: он вложил деньги, ему нужна прибыль, и ему плевать на мучения художника...
Журналисты с холодно-профессиональным любопытством терзают Гвидо вопросами, не вникая в его переживания и ответы... Женщины откровенно предлагают себя режиссеру за роль в фильме, нахально рекламируя свою наигранную чувственность... Кардинал, мудрых откровений которого так добивался Гвидо, изрекает банальнейшие прописи, их беседа происходит в ванной комнате: клубы пара и голый, немощный старец, изрекающий банальности тоном поучающей мудрости, — это все, что осталось от упований режиссера на церковь, на утешения, какими довольствовался Феллини в некорых своих предыдущих фильмах...
Феллини точен и в том случае, когда говорит о «бессвязном психоаналитическом сеансе и беспорядочном суде над собственной совестью».
Гейне как-то говорил: «Ухабистую дорогу нельзя описывать ухабистами стихами». Ухабистость стиха может быть плодом неопытности, неумелости. Но бывает и такая ухабистость, которая создается мастером, изощренно имитирующим ухабистую дорогу самой фактурой стиха. В этом последнем смысле афоризм Гейне приложим и к режиссуре фильма «8 1/2».
Художественная логика фильма такова, что его реальным содержанием становится исповедь художника, переживающего духовную драму, мучающегося в исканиях без нахождения. И сколько бы раз ни повторял Феллини, что фильм сделан ради финала, в котором всем и все простивший Гвидо по-детски отдается беспричинному веселью, финал этот — еще одна иллюзия Феллини. Надолго ли?.. Нет, выход из драмы не найден!
Тщетность поиска рождает дисгармонию мироощущения, разорванность сознания. Смятенность художника «повторяется» смятенностью фильма. Болезнь воссоздается через бред больного. Для полноты и ясности картины не хватает анализирующей мысли врача, который учитывает все — и субъективные ощущения больного, его бред, и объективный ход болезни, ее реальные проявления, внешние и внутренние причины.
В фильме «8 1/2» сильно показаны реальные муки, реальная драма художника. В их воплощении Феллини настойчиво экспериментирует. Он поистине неудержим и неистощим в режиссерской выдумке, часто находит такие кинематографические решения, такие средства выражения, которые расширяют возможности экрана, придают многозвучность подтексту, заставляют по-новому взглянуть на примелькавшееся, привычное. Многие кадры фильма удивительно выразительны, импрессионистская неопределенность света и тени придает им настроение, очень точно отвечающее общей тональности ленты.
Однако действенность киноязыка, используемого в фильме, ослабляется тем, что режиссерские ассоциации Феллини часто приобретают крайне субъективистский характер. Феллини то зашифровывает свою мысль, делая ее доступной лишь напряженному логическому исследованию (вытесняющему эмоциональное начало из процесса восприятия фильма), то олицетворяет свою мысль с такой прямолинейностью, что впору говорить о своеобразной «иллюстративности» кинематографических изображений.
Слишком строгая соотнесенность всех изображаемых ситуаций и лиц с исканиями Гвидо Ансельми часто лишает жизненные явления и характеры их реальной сложности: они увидены как бы в одном ракурсе и в одном моменте их бытия — вне породивших их причин и вызванных ими следствий. Гвидо Ансельми и все те, с кем он встречается наяву, во сне и в бреду, показаны на фоне, который лишен жизненной многомерности.
Внешне он, этот фон, насыщен движением не меньше, чем в предыдущих фильмах Феллини. Но режиссер, занятый метаниями своего героя, не исследует происходящее вокруг с необходимой заинтересованностью. А многое и вообще остается в условных обозначениях — как рисованный задник на театральной сцене.
В данном случае субъективность искусства приобретает формы, ослабляющие его реализм. Фильм развивается как монолог мятущегося сознания. Художническое «я» слишком сосредоточено на самом себе, чтобы стать линзой, укрупняющей рассматриваемые вещи, помогающей отчетливее их увидеть. Реальность, рассматриваемая через изломы души, деформируется в глазах зрителя.
И потом: ведущийся в фильме разговор о драме художника в буржуазном обществе слишком замкнут внутри искусства: нужна определенная «профессиональная» настроенность на «волну Феллини», чтобы разговор этот волновал всеми своими частями.
Не случайно, что на Московском кинофестивале и, как свидетельствует пресса, в ряде западных стран фильм «8 1/2» широкого зрительского успеха не имел.
Режиссерская концепция и стилистика фильма таковы, что в данном случае проблема зрительской аудитории приобрела особую остроту: даже некоторые поклонники «8 1/2» с тревогой пишут, что на путях, на каких этот фильм создан, кинематограф может потерять духовный и эмоциональный контакт с многомиллионной аудиторией.
В дни уже упомянутой поездки в Италию у нас состоялась встреча с Феллини, который снимал в те дни свой новый фильм — «Джульетта и призраки».
Феллини пригласил нас на студию «Чина Чита», где шли павильонные съемки. При нас снималась такая сцена: студия модного скульптора, наполненная причудливыми статуями, представляющими собой помесь античной монументальности и модернистской отвлеченности; в студии — натурщики: идеально атлетического сложения юноша и обнаженная девица; в студию входит светская дамочка (ее роль исполняет Джульетта Мазина), она небрежно здоровается с натурщиками, садится, закуривает... При нас Феллини сделал примерно девять дублей этой сцены.
Судя по рассказам участников съемки и самого Феллини, фильм «Джульетта и призраки» задуман как произведение сатирическое с сильными элементами гротеска — о светских бездельниках, увлекающихся спиритизмом, «модным» искусством и т.п. Очевидно, в фильме будут продолжены и развиты некоторые сатирические мотивы последних фильмов Феллини.
Естественно, что во время встречи с Феллини нас интересовал вопрос, как создатель «8 1/2» решает для себя проблему «фильм и зритель».
В связи с этой проблемой я спросил Феллини, будет ли его новый фильм продолжать стилевую линию «Ночей Кабирии» и «Сладкой жизни» или же в своем стилевом решении он будет близок «8 1/2».
— Я все время веду разговор об одном и том же, — ответил Феллини, — о свободе человека, о его внутреннем освобождении. Только тон разговора бывает разным в разных фильмах.
Если зритель понимает мои чувства, мне этого достаточно: этим и решается проблема зрительской аудитории.
Да, конечно, фильм «8 1/2» имеет своего зрителя, понимающего чувства режиссера, высоко оценившего его эксперимент, его кинематографические открытия. Но есть большая разница между зрительским восприятием предыдущих фильмов Феллини и «8 1/2»: в данном случае проблема зрительской аудитории оказалась для режиссера более трудной, чтобы не сказать драматичной.
Зашла речь о продюсерах, о взаимоотношениях режиссера с продюсерами.
— Я сам не могу быть продюсером, не умею этого делать, характер неподходящий. Продюсеры мне не мешают в процессе съемок, не вмешиваются. Но решение вопроса о продюсере бывает нелегким. Пожалуй, только в последние два года «проблема продюсера» для меня перестала быть проблемой. А до этого каждый раз было трудно найти продюсера. Ведь каждый продюсер хотел, чтобы я делал новый фильм похожим на предыдущий — на тот, который уже принес прибыли. В свое время продюсеры и того, предыдущего, фильма не хотели его финансировать. Теперь они считают его обязательным для меня образцом и требуют, чтобы я делал снова такой же фильм. А мне каждый раз хочется делать что-то новое.
Беседа наша была по неизбежности краткой: перерыв кончился, и режиссер должен был торопиться в павильон продолжать съемки. Но и по этой беседе можно было почувствовать Феллини — беспокойного искателя, который не хочет сегодня останавливаться на открытом и найденном вчера, как бы он ни гордился своими находками и открытиями.
Думается, что «8 1/2» может стать важным рубежом для Феллини, и драматические ноты, беспощадность этого фильма, соединенная с мучительным поиском правды и поэзии, получат развитие в новых работах режиссера. …
И если мы говорим об известной ущербности фильма «8 1/2», так не потому, что в нем мрачно показано «преддверие ада» — другие краски тут просто не подошли бы. И не потому, что Феллини рисует внутреннюю драму буржуазного художника в полную меру ее истинного драматизма.
Речь идет о другом: о сужении социального содержания сцен и кадров, изображающих «преддверие ада», об ослаблении критического начала фильма, подорванного болезненной изломанностью, смятенностью его художественной структуры» (Караганов, 1966).
Караганов А. Между правдой и ложью // Мифы и реальность. Буржуазное кино сегодня. Вып. 1. М.: Искусство, 1966.