Найти тему
Достойный

Налоговое принуждение к инвестициям?

Минфин РФ выступил с предложением о существенном повышении налогов на бизнес. Далее - информация по проекту изменений в налоговой системе юридических лиц в части крупного бизнеса с моими комментариями

Ставка налога на прибыль с 2025 года будет увеличена с нынешних 20% до 25%.

Такое повышение объясняется Минфином

Финансовый результат российских компаний в 2023 году вырос на 35,2% по сравнению с предыдущим годом и достиг 33,3 трлн рублей, многие отрасли перешли из разряда стабильно нерентабельных в рентабельные, доля прибыльных организаций в экономике увеличилась до 75,3% с 73,9%

Фактические расходы госбюджета России за 2023 год оцениваются в 32 триллиона рублей. То есть прибыль бизнеса превышает госбюджет и такая ситуация на протяжении последних лет и прогнозируется в ближайшем будущем.

Мой комментарий: повышение налога на прибыль НЕДОСТАТОЧНО. Так как крупный частный российский бизнес в основном работает на вывод полученной прибыли из страны, то налог на прибыль для корпораций должен быть на уровне 50% и стимулировать внутренние инвестиции, включаемые в себестоимость продукции - в основные средства, НИОКР и персонал. На уровне 25% это всё останется благими пожеланиями.

НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых) горно-металлургического комплекса на добычу железа и руд увеличивается в 1.15 раза.

Мотивация Минфина

Проведенный Минфином за 2021-2023 гг. анализ выявил ряд отраслей, в основном сырьевых, где достигнутые уровни операционной рентабельности бизнеса существенно превышают средние по экономике 10-12% (в два и более раза). При этом уровень рентной налоговой нагрузки ниже минимально приемлемых 5-6% от выручки. Это явные признаки того, что в отрасли имеется экономическая рента, которую нужно разделить с государством

Мой комментарий: вот и вылезли боком "стальным баронам" те самые 30 и более процентов рентабельности, чем, например, сильно хвалился менеджмент холдинга ЕВРАЗ. При этом является ли повышение НДПИ стимулом к более глубокой переработке руды? НЕТ, повышенный НДПИ будет стимулировать как раз максимальную экономию на всей производственной цепочке с неизбежным снижением ФОТ, то есть зарплат и вообще OPEX/CAPEX (операционных затрат и инвестиций в основанной капитал). Почему? Потому что НДПИ привязан исключительно к объёму руды и стоит на входе в "цепочку себестоимости" металлургической отрасли.. Его невозможно компенсировать никакими улучшениями технологий. Минфин абсолютно не учитывает тот факт, что современная металлургия перерабатывает фактически полиметаллические руды (НТМК - самый наглядный пример, он даже официально работает на титано-магнетитовом сырье Качканара) но во многом из-за отсутствия технологий из руды НЕ извлекается практически ничего, кроме железа (ванадий на НТМК исключение да и то потому что технологии достались бесплатные из СССР) и остальная таблица Менделеева идёт большей частью в отвал или на нужды строительства. А это титан, алюминий, магний, кальций - МИЛЛИОНАМИ тонн ежегодно по всей металлургической отрасли. Лантан, скандий и другие редкоземельные металлы - сотнями и тысячами тонн.

НДПИ агрохимии увеличивается в 2.3 раза для калия и в 2 раза для фосфора

Мотивация Минфина

Рентный коэффициент (Крента) в отношении апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд увеличится с 7 до 14, для калийных солей он составит 8,1. "Данные меры направлены на более справедливое распределение доходов от ренты между бизнесом и государством и не скажутся негативно на инвестиционной привлекательности данных отраслей

Производители азотных удобрений получат акциз на приобретение газа для выработки аммиака в объеме 1200 руб за тыс куб.м

Общая оценка Минфином корректировок "природной ренты"

После корректировки рентных налогов в этих отраслях сохраняется достаточный уровень операционной рентабельности (от 25%) ... Корректировка налоговой нагрузки "не предполагается для отраслей с высоким уровнем инвестиционной активности (отношение капитальных вложений к выручке - более 20%) ...
Ежегодные бюджетные поступления от увеличения уровня изъятия природной ренты при добыче железной руды с 4,8% до 5,5% Минфин оценивает в сумму порядка 8,4 млрд рублей. Увеличение размера рентного коэффициента при добыче калийных солей даст 8,9 млрд руб. в год, апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд - 11,7 млрд рублей, поступления акциза на газ для аммиака - 21,7 млрд руб

Мой комментарий: К сожалению, произносимая на протяжении уже двух десятилетий некоторыми "гуру-экономистами" мантра про "справедливое распределение природной ренты" крепко засела в коридорах власти. Не способствуя технологическому развитию, крупных корпораций в первую очередь. Почему? Да потому что взимаемая на "входе" в технологическую цепочку природная рента (в данном случае НДПИ), как уже было сказано про чёрную металлургию выше, не может быть нивелирована никакими НИОКР и технологическими улучшениями. Более того - природная рента, как показывает уже десятилетиями опыт стран, эту природную ренту взимающих, НИКАКОГО технологического развития НЕ стимулирует, а лишь консервирует собственную технологическую отсталость.

Кто-нибудь слышал о СОБСТВЕННЫХ высокотехнологичных достижениях Норвегии, Бахрейна, Катара или Саудовской Аравии?

НЕТ их, а что есть? Есть красивые цифры бюджета, при детальном рассмотрении уходящего на красивую жизнь коренных жителей, оплату западных технологий и вложений в западные ценные бумаги. Да, всякие фонды на бумаге смотрятся красиво, но в реальности НИЧЕГО из
собственного высокотехнологичного производства с наукой эти фонды так и не создали. Что вполне объяснимо - гораздо эффективнее вкладывать деньги в уже существующую западную науку и промышленность, чем развивать "с нуля" собственные. КапитализмЪ!

То, что налоговые изменения позволяют изымать сверхприбыли корпораций это уже хорошо, но реального и эффективного ПРИНУЖДЕНИЯ российского крупного бизнеса к "инвестициям в будущее России" ПОКА не видно.

Надеюсь, что только ПОКА.