Найти тему

Эксперимент: Социальная справедливость

Оглавление

⏱️ Время чтения: 3 минуты.

Существует ли в животном мире понятие нравственности?

Или чувство справедливости, эмпатия и забота о других — отличительные особенности, свойственные только человеку. Ответ на этот вопрос вы узнаете в этой статье.

•••
•••

Содержание

  • Знакомство с участниками эксперимента
  • Что такое социальная справедливость
  • Эксперимент
  • Немного об авторе
  • Вывод

Знакомство с участниками эксперимента

В эксперименте приняли участие обезьянки-капуцины. Это один из ничем не примечательных видов приматов. Рост капуцинов редко превышает 50 см. Основными потребностями этих симпатичных животных является еда и размножение. В общем-то этим они и занимаются в дикой природе, собираясь в группы, чтобы не погибнуть от хищников.

*Фото взято из открытых источников*
*Фото взято из открытых источников*

В научной среде они не вызывали интереса из-за их, казалось бы, примитивности. Разве что опровергнуть миф, что труд сделал из обезьяны человека.

Учёный легко обучают капуцинов выполнению различных задач, награждая их едой или деньгами, за которые они могут купить все, что захотят.

Однако в последствии не было обнаружено каких-либо следов формирования интеллекта. Капуцины использовали заработанные деньги, только чтобы поесть или найти партнера.

Неожиданностью для научного сообщества стало то, что именно капуцины помогли разобраться в проблеме социальной справедливости.

Что такое социальная справедливость

Это теория о справедливых отношениях между человеком и обществом. Она подразумевает распределение благосостояния, наличие равных возможностей и социальных привилегий.

Идею социальной справедливости можно проследить в трудах Августина Аврелия. При этом сам термин стал использоваться в 1780-х годах.
В начале XX века понятие было включено в международное право и институты.

Эксперимент

Ученые поместили двух капуцинов из одной группы в место наблюдения, где они должны выполнить очень простое задание: брать камушек из одной ячейки и отдавать человеку через другую. Когда обе обезьянки получали поощрение кусочком огурца, то были готовы выполнять это задание много раз. Угощение прекрасно удовлетворяло капуцинов, и они были рады его получать.

Позже ученые изменили правила: первая обезьянка по прежнему получала за работу огурец, а второй начали давать виноград, чем создали неравенство между ними.

Обезьяна слева получает кусочек огурца. Обезьяна справа получает виноградину. Обезьяна слева это видит и снова дает камушек в надежде получить виноград, но снова получает огурец. Она стучит камушком и трясет клетку, после чего опять дает его и опять получает огурец. Тогда она начинает протестовать. В то время как обезьянка справа исправно получает виноград.

Дело в том, что, по мнению капуцина, произошла чудовищная несправедливая ситуация, ведь за одну и ту же работу сосед получает более вкусное угощение. Позже обезьянка слева вовсе отказалась как от выполнения работы, так и от менее вкусного угощения, хотя ранее огурец ее полностью устраивал.

Это продемонстрировало, что наши биологически близкие приматы так же знакомы с чувством справедливости.

Обратите внимание на видео отрывок эксперимента:

Продолжение эксперимента

В описанном выше эксперименте в качестве раздатчика пищи выступал человек, и обезьянка видела виновника несправедливости в лицо.

Другие ученые пошли дальше и заменили работника на механизм, который автоматически выдавал награду. Из-за этого обезьянка, которой давали огурец, отказывалась от него лишь в 2% случаев. Тогда ученые пришли к выводу: в отсутствии человека, которому можно продемонстрировать недовольство, капуцины становятся более терпеливы к несправедливости.

Немного об авторе

Франц де Вааль — нидерландский приматолог и этолог. Доктор философии. Профессор поведения приматов кафедры психологии  Университета Эмори (США).
Франц де Вааль — нидерландский приматолог и этолог. Доктор философии. Профессор поведения приматов кафедры психологии Университета Эмори (США).

Его исследование стало знаменитым. Антропологам, экономистам и философам особенно не понравились опубликованные результаты. Как предполагает Франц де Вааль:

Они для себя, наверное, решили, что чувство справедливости слишком сложное, чтобы его могли познать животные. Один из философов даже написал нам, что обезьяны просто не могли испытывать чувство справедливости, ведь оно было изобретено во времена Французской революции. Другой прислал целую главу, объясняя, что он бы поверил в проявление чувства справедливости, если бы обезьяна, получавшая виноград, отказалась от него. Забавно то, что когда Сара Броснан проводила этот эксперимент с шимпанзе, у нее было несколько пар, в которых тот, кто получал виноград, действительно отказывался от него, пока и его соседу не давали виноград. Мы подошли очень близко к человеческому чувству справедливости. Думаю, философам нужно пересмотреть свои взгляды.

В 2014 году вышла книга Франца де Вааля «Истоки морали. В поисках человеческого у приматов» о том, что мораль не является сугубо человеческим свойством — она присуща и животным. У разных видов животных — собак, слонов, обезьян — присутствует эмпатия и другие проявления нравственности. В своем труде учёный доказывает, что животные способны к милосердию. На страницах книги описаны примеры из животного мира, которые невозможно объяснить чем-то другим.

Вывод

Какой может быть итог всех этих рассуждений? Не только люди обладают развитой нравственностью. В этом эксперименте ученые неожиданно для себя обнаружили в приматах: чувство справедливости, способность к сочувствию и утешению. Благодаря этому знанию мы сможем своими силами попытаться создать ясную систему нравственности, опирающуюся не только на философию и религию.