На мирные рельсы…
Возможно, в какой-то момент я проявил элементарную слабость духа: поддался тому настроению и общей тенденции, но служба, откровенно говоря, стала просто тяготить. После долгих раздумий и семейных советов я подал рапорт об увольнении в запас. Страшно не было, как это бывает перед разводом проживших много лет супругов, несмотря на то, что обратной дороги не было.
Никаких возражений и отговоров от моих начальников не было, и буквально через пару дней меня направили на «распиловку» в госпиталь. Была такая процедура: написавшего рапорт, укладывали в госпиталь на полное медицинское обследование. Медицинских показаний для увольнения у меня не было, а «включать Мисюру» я не стал и не планировал.
Буквально через месяц, до меня довели выписку из Приказа МО об увольнении с действительной военной службы в запас. Вот и всё! За день я сдал дела, подписал «бегунок» у всех должностных лиц и навсегда покинул Тонди и военную службу. Что я испытывал тогда? Да практически ничего – была какая-то пустота! Два дня я просто сидел дома, молчал и много спал.
Жалею ли я, что так вот окончилась служба? Да, конечно же, жалею и бравада, в данном случае, не уместна! И дело не в том, что я не выслужил всего 6 лет до пенсии и не имею сейчас абсолютно никаких льгот, даже на сумму выплат пенсии по возрасту не повлияет военный стаж. Пенсия будет у меня «очень хорошая, но маленькая» (С).
Можно сколь угодно рассуждать на тему «время было такое», но это больше похоже на самооправдание. Но, повторюсь, что во мне тогда что-то сломалось, и не было сил и желания побороться за свою дальнейшую службу.
Успокаивало, то, что мне на тот момент был всего 31 год, была востребованная гражданская специальность и силы для работы по ней. Других вариантов трудоустройства я и не представлял.
Уже живя в Челябинске, я встретил много своих сокурсников, возвратившихся в том же статусе из Закавказья, Средней Азии и Прибалтики. В Белоруссии и Украине, тоже многие увольнялись, но оставались жить там.
В Армии Украины остались служить трое, в том числе и тот самый Валерий Ерофеев, у которого мы пили пиво на «золотой неделе». Думаю, что буду не далек от истины, если рискну утверждать, что, по меньшей мере, треть офицером моего выпуска, досрочно окончили службу. Были и те, кому удалось продолжить службу в МЧС, МВД, УФСИН.
Жизнь продолжалась, и надо было перестраиваться на её новые реалии. Я и многие мои сокурсники свернули с проторенной дороги, на неизвестную: с незнакомыми обочинами и ухабами. А главное - мы не представляли сам маршрут следования. Я прощался с Армией, которой был и остаюсь, благодарен за воспитание, прекрасное образование, жизненную школу и людей, которых встретил за время службы.
Таллинский электротехнический завод «Estel»
После увольнения мы решили на время остаться в Эстонии, всё же была квартира, в которую иногда подавали горячую воду, жена работала, а дочь посещала садик. Затем я планировал съездить в Челябинск и провести рекогносцировку на предмет дальнейшего устройства.
Первые дни было очень непривычно, я просыпался, и не надо было никуда спешить, не надо надевать форму, которая как-то сиротливо стала висеть на своем месте.
Повсеместно расформировывались военкоматы, остался лишь отдел в республиканском, где я успел получить военный билет офицера запаса, без которого было невозможно получение паспорта (в те годы у офицеров не было гражданского паспорта). Ведь еще сам Полиграф Шариков утверждал:
– Помилуйте, как же так без документа? Это уж – извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать!
Дальше сама судьба благоволила мне с решением проблем. Очень быстро я получил паспорт. Очень красиво была заполнена графа об органе, выдавшим паспорт: «Кесклиннаским отделом префектуры полиции г. Таллина Республики Эстония». А вот страница со сведениями о прописке была пустой.
Уже в Челябинске при оформлении прописки женщина – паспортист долго рассматривала эту запись и смотрела на меня так, будто я получал этот паспорт на Мадагаскаре! Слова: «полиция» и «префектура» тогда ещё были иностранными и были не в ходу.
И ещё возникла проблема: я не являлся гражданином России, так как по состоянию на 6 февраля 1992 года не был прописан на территории РФ (жена и дочь прописались в Челябинске у моих родителей, после переезда из Цесиса). Два месяца ушли на всякие запросы и вопрос решился.
Очень быстро решился и вопрос с трудоустройством по специальности. Вновь опять помог случай. Инна работала в гарнизонном госпитале, где иногда проходили обследования и лечение офицеры запаса. Одним из её подопечных был Борис Михайлович Смоляр – подполковник запаса, работавший замом директора завода Estel.
Как-то вечером они разговорились, и уже через пару дней я был в его кабинете и наследующий день я стал механиком транспортного цеха этого завода. Из-за отсутствия прописки, меня оформили временно на три месяца. Завод очень удобно расположен: прямо у вокзала, куда прибывал электропоезд из Клооги, прямо как в Челябинске завод им. Колющенко.
Завод выпускал промышленные полупроводники, пользовавшиеся огромным спросом. С первого дня я с удовольствием вошел в ритм, было очень интересно и познавательно организовывать обслуживание и ремонт автомобилей, с которыми ранее не приходилось иметь дело.
Отличный, полностью русскоязычный и очень дружный коллектив. Работалось легко, не отвлекали наряды, построения, совещания и другие атрибуты воинской службы. Были, конечно, и непривычные взаимоотношения между руководителем и подчиненными, к которым приходилось привыкать, все обращались друг к другу на «ты», что поначалу резало слух.
Однажды после смены я возле проходной увидел беседующих: директора завода и Смоляра. Сработал армейский инстинкт: я не решился в их присутствии покидать территорию завода. Видя моё замешательство, Борис Михайлович засмеялся и сказал, что бы я отвыкал от армейских правил и спокойно ехал домой.
Пятидневка пролетала быстро и я привыкал к двум выходным. Мы много гуляли, выезжали в Таллин к друзьям в Меривялья, они приезжали к нам. Интересно жить, будучи привязанным к расписанию электричек: с точностью до минуты знаешь время приезда гостей. Жизнь налаживалась…
Я каждое утро с удовольствием шел на станцию и ехал на уже полюбившуюся работу, после смены прогуливался по городу, который, честно говоря, не особо любил. Таллин - своеобразный город. Безусловно, великолепный Старый город с причудливыми улочками с многочисленными кафе и барами, со старинными магазинчиками и толпами разноязычных туристов.
Неплохой центр с гостиницей Выру и комплексом современных зданий. Ну а дальше! Несколько кварталов со «сталинками», микрорайоны «хрущевок» и окраины: совершенно не ухоженные, застроенные малоэтажными домами с печным отоплением.
По-моему в то время был только один район новостроек – Ласномяэ, в той же стороне на берегу залива, за глухими заборами были вполне приличные домовладения, по типу современных коттеджных поселков.
В скором времени во всей красе проявились негативные последствия спешного образования непонятного СНГ. Помните эти, порой напоминающие «ситуацию паноптикум», события? Конечно, помните этот дележ всего и вся, причем не до, а после!
Украина стремилась стать «владычицей морей», требуя Черноморский флот, Казахстан не мыслил себя без «ядерной кнопки», отсутствие которой, якобы очень беспокоило суверенный народ республики. А промышленность? А ресурсы?
А как, опять же, по «многочисленным просьбам трудящихся», вводились запреты на вывоз продукции и сырья? Лихо так, некоторые новые Первые лица, вчерашние покорные Первые секретари, стали «вождями» наций, воздвигая самим себе золотые памятники и печатая свои лики на купюрах новых национальных валют. Перестали «кормить Москву», но как-то и у самих с прокормом начались проблемы.
Между нашим заводом и объединением КамАЗ существовал договор, согласно которому Estel, поставил на литейное производство автозавода полупроводники, а КамАЗ, должен отгрузить два седельных тягача. После начала «парада суверенитетов», отгрузка приостановилась и Смоляр, очень волновался, что никаких тягачей завод не получит.
Я знал о проблеме и вызвался попробовать решить её, используя свои военные связи. Вскоре я вылетел в Н.Челны. Расчет был примитивный: я знал, что в представительстве военного заказчика служит мой однокурсник, с которым у меня были отличные отношения ещё с момента поступления.
Я просто решил обратиться к нему с проблемой, не особо рассчитывая на положительный результат - всё же он не был начальником Управления сбыта. Площадка перед складом готовой продукции была забита автомобилями со всех регионов бывшего СССР, было видно, что люди живут в этих машинах и уже не один день.
Я нашел своего однокурсника, чему он был очень удивлен и рад. Оказалось, что склад забит новыми автомобилями, но они некомплектны, из-за срыва поставок чего-то там, как раз из государства СНГ и их отгрузка приостановлена. И все же друг мне помог, без всяких вознаграждений и традиционной «поляны»!
Пришлось два дня хлопотать и бегать по многочисленным руководителям, собирая их автографы (страшная бюрократия). Начать пришлось с того, кто получил на склад полупроводники и заканчивать, чуть ли не уборщицей Управления сбыта. Нам выдали забракованные, предназначавшиеся для нужд Армии, КамАЗ -5410, не прошедшие контроль качества и комплектности.
Через день из Таллина прилетели водители, и мы очень быстро двинули в сторону Эстонии. Уже на первой же АЗС мы столкнулись с проблемой: оператор, только после длительных уговоров, согласилась отпустить топливо по талонам (была такая форма оплат), выданным в суверенной Эстонии. Далее приходилось туго: почти на всех последующих АЗС, следовал отказ!
Но, от советских времен, нас отделял очень короткий промежуток времени, поэтому за пол литра беленькой, нам открывались заливные горловины, бездонных топливных баков, тракторов и грейдеров дорожных служб. Наконец-то, по разбитым, ухабистым дорогам псковщины мы подъехали к границе Эстонии.
В последней псковской деревне мы решили узнать об обстановке, так как было опасение, что на новых автомобилях нас попросту не выпустят (нечто подобное пункту пропуска с автомобильной будкой и шлагбаумом, уже было на дороге). Осведомленный мужичок, очень похожий на тракториста из «Бумера», посоветовал не испытывать судьбу и воспользоваться специфическим окном.
Удивительная способность наших людей: на всякий закон придумывать способ его обхода! Нам пришлось проехать несколько километров в сторону от дороги, где на краю поля стоял трактор ДТ-75 с тросом. За десять рублей этот «старинушка», натужно пыхтя, перетаскивал автомобили прямо по полю к лесной дороге, уже на территорию Эстонии.
Мы воспользовались окном, и поздним вечером я уже был в Клооге. Уж живя России, эти водители по дороге в Омск, заехали в Челябинск, и мне было приятно увидеть те КамАЗы и тех водителей…»
Артур Лекус (продолжение - https://dzen.ru/a/ZlgaNHLqQyRZptHt)