Найти в Дзене
etiquette748

Как звучит Ваше застолье ?

Часто говоря о приеме гостей, употребляют очень говорящий на мой взгляд эпитет- театр застолья. 

И это действительно так. 

Для успешного мероприятия необходимо учесть все: от гардероба, с чего «по Станиславскому» театр и начинается до сценографии, то есть, скажем, сервировки и рассадки. 

От репертуара ( меню) до оформления(флористика застолья, выбор декораций всех видов). 

Благодарная публика и актеры ( гости в зависимости от активности) и драматург/ режиссер ( хозяева). 

Как учатся театральному мастерству, так же можно учиться и науке гостеприимства. 

У нее тоже есть каноны, истоки, традиции, особенности и тренды. 

Можно быть режиссером новатором, можно придерживаться классической школы. 

Темп застолья, скорость и последовательность смены блюд, напитков и пауз между ними. Сочетаемость предлагаемого. 

И не последнюю роль в успешном завершении дела, конечно, в этом случае во многих смыслах буквально «играет» музыка. 

Это как музыкальное оформление спектакля - часть происходящего, так и здесь. 

Необходимо правильно рассчитать репертуар- кто аудитория. Музыка должна быть понятной. Или, наоборот, удивляющей. 

Удастся сделать «тематический» акцент - прелестно. 

Что первично у нас сегодня ? 

Само застолье или концерт, а в честь него застолье ? 

Некоторые композиции будут не уместны на фоне жующих и болтающих между собой людей. 

Некоторые -кощунственно. 

Будет ли звучать музыка постоянно или только между подачами. 

Если застолье планируется длинное, а музыка « живая» нужно учесть, что люди, особенно у нас, непременно захотят ….ммм … отлучиться. 

Стоит подумать об уровне громкости. Перекрикивать очень неприятно. 

Учесть все эти нюансы, задача хозяев. наградой будут … условные аплодисменты и аншлаги, то есть слава человека, который умеет принять гостей. 

О важности музыки, сопровождающей трапезу задумывались во все времена, а я вот решила поделиться своими соображениями сегодня и написала этот пост. 

-2

В Древней Греции музыкантов и певцов обязательно приглашали на пиры. 

Для развлечения гостей артисты исполняли мелодии на флейтах-авлосах, лирах, свирелях и кафарах. 

Достаточно назвать имя самого известного исполнителя в этом жанре - слепой и легендарный Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи». «Пой и играй на кифаре, и праздник устраивай пышный». 

Жанр застольной песни получил в Древней Греции название сколион мелос или сколия.

Петь и слушать музыку во время пиршества было принято и в Риме. Тут сразу, наверно, приходит на ум пир Трималхиона в «Сатириконе» Петрония Арбитра.

На Руси роль застольных музыкантов играли скоморохи и гусляры, в Европе — трубадуры и менестрели. 

Менестрели у многих ассоциируются со странствующими музыкантами, но изначально они были как раз на службе у «сильных мира сего». 

-3

Интересно, что среди менестрелей были и женщины, играли они чаще всего на мандолинах или лютнях, а для получения звания требовался экзамен.

 Нужно было не только хорошо играть, обладать приятным голосом и прекрасной памятью, но выдержать поэтическое состязание. 

А вот трубадуры были «из благородных» и обитали, в основном, изначально на юге Франции. 

Именно с ними связывают появление столь значимого для этикета понятия «куртуазности», восхваление прекрасной дамы. 

Истинный трубадур должен уметь мастерски играть на музыкальных инструментах и ловко слагать стихи, лучше с печалью и тоской, а еще лучше с романтическим уклоном без надежды на взаимность и счастливое будущее. 

Исполнять надо было так, чтобы впечатленные дамы, как минимум, пустили слезу, преисполнились сочувствия, а может и в обморок упали от переизбытка переживаний. 

Но я все это к тому, что спеть могло потребоваться хоть среди ночи, хоть … во время ужина. 

«Одно богатство у Садко — гусли звонкие. У него пальцы, что белые лебеди, опускаются на струны золоченые, у него голос, как ручей, бежит. Ходит Садко по домам на веселые пиры, на гуслях играет, песни поет, гостей потешает. На Руси пир без песни не водится, а лучше нет гусляра во Новгороде». Вот так- то…

Есть, кстати, опера с одноименным названием Римского- Корсакова 1897 года. 

Говоря, о связи музыки и трапезы, мне приятно отметить, что основоположником европейских пиров в определенном смысле считается король франков Карл, прозванный Великим. 

Это, наверно, один из самых выдающихся правителей в истории от средневековья до нового времени. Музыканты во всех христианских землях слагали оды в его честь и прославляли его деяния. 

 Во время еды Карл предпочитал либо слушать музыку, либо приглашал чтецов, чтобы они читали вслух и с выражением. 

Любил слушать рассказы, восхищаясь подвигами древности. 

А что хорошо для короля, тому и начнут подражать придворные. 

В XVII веке появилось целое музыкальное застольное направление под названием Tafelmusik или Musique De Table, символом которого стал композитор Георг Филипп Телеман. 

Надо сказать, что композитор известен не только как сочинитель в этом конкретном жанре. 

Он был одним из самых уважаемых и креативных музыкантов своего времени, и, в целом, был подозрительно работоспособен и как я прочитала оставил наследие …. Около 3000 произведений. 

-4

«Tafelmusik», сборник музыкальных произведений был опубликован в 1733 году. 

Наверно, это удивительно, способ распространения этих сочинений, как мне кажется, мог бы быть задействован маркетологом наших дней. 

Это делали по подписке, которая стоила приличных денег и, как я прочитала, 206 именитых поклонников Tafelmusik из нескольких стран готовы были расплатиться вперед, не зная точно за что конкретно, и считая при этом огромной честью, что имена будут упомянуты. 

В общем, жанр был весьма популярен, наряду с церковной музыкой, оперой и танцевальными композициями. 

Многие известные композиторы того времени в большей или меньшей степени отдавали должное или же считали приличным трудится за вознаграждение в этом жанре: Жан-Батист Люлли, Георг Фридрих Гендель, Антонио Вивальди и Иоганн Себастьян Бах…

-5

Немного позже появилось другое понятие Harmoniemusik. 

Это было очень популярно у приличных людей иметь свой собственный и оркестр. 

Очевидно, не все могли позволить себе полноценный состав, поэтому ограничивались 5-8 музыкантами и отдавали часто предпочтение духовым инструментам. 

Под живое музыкальное сопровождение проходили ужины, банкеты, пиры, рауты, пикники и охоты. 

Собственно, понятие «антреме» то есть название определенной подачи блюд на стол, напрямую связано именно с развлечениями.

 И тут приятно упомянуть имена, которые уже сами по себе звучат как музыка: Франц Йозеф Гайдн, Антонио Сальери, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт… 

Иметь придворных и собственных музыкантов, их еще назвали капельмейстерами, было принято во Франции, например, до Наполеоновских войн. 

-6

Гайдн был придворным капельмейстером у венгерских князей Эстерхази, тех самых в которых назван десерт. 

 Бах служил у герцога Веймарского, Моцарт — у Зальцбургского архиепископа, Гендель — у герцога Чандоса. 

Впрочем, и сейчас коллективы исполняющие такую музыку, уже необязательно, даже, скорее и не во время трапезы, тоже существуют и имеют поклонников. 

Трапеза и музыка веками шли буквально бок о бок. 

Еще стоит упомянуть библейское направление этого проверенного временем тандема. «Сказал я в сердце моем: дай, испытаю я тебя весельем… завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия», — это ветхозаветный царь Соломон.

Но все же, в целом, на исходе 18 и в первой четверти 19 века мода изменилась. 

Изменился и сам формат, можно сказать, светская жизнь «вышла из-за стола».

 Стали появляться и считаться очень изысканными салоны, это требовало уже иного подхода, смысл был в общении и интеллектуальных беседах, гостей, конечно, угощали, они закусывали и выпивали. 

Но акценты сместились. 

Серьезной альтернативой домашнему застолью стали табльдоты, рестораны, кафе и клубы. 

И это требовало своих музыкальных жанров и нового подхода к звуковому оформлению или сопровождению застолья и гостеприимства в целом. 

Это дало толчок к новой форме тандема музыки и еды и появились кафешантаны, кабаре, городской романс, джаз и застолье с цыганами. 

Сейчас с приходом моды на интимность и домашние приемы, для полноты картины создать музыкальное настроение и заставить сервировку по — настоящему и во всех смыслах «звучать» - это же замечательно, не так ли? 

 Изысканно. 

Ксения Маркова специально для Etiquette748