Часто говоря о приеме гостей, употребляют очень говорящий на мой взгляд эпитет- театр застолья.
И это действительно так.
Для успешного мероприятия необходимо учесть все: от гардероба, с чего «по Станиславскому» театр и начинается до сценографии, то есть, скажем, сервировки и рассадки.
От репертуара ( меню) до оформления(флористика застолья, выбор декораций всех видов).
Благодарная публика и актеры ( гости в зависимости от активности) и драматург/ режиссер ( хозяева).
Как учатся театральному мастерству, так же можно учиться и науке гостеприимства.
У нее тоже есть каноны, истоки, традиции, особенности и тренды.
Можно быть режиссером новатором, можно придерживаться классической школы.
Темп застолья, скорость и последовательность смены блюд, напитков и пауз между ними. Сочетаемость предлагаемого.
И не последнюю роль в успешном завершении дела, конечно, в этом случае во многих смыслах буквально «играет» музыка.
Это как музыкальное оформление спектакля - часть происходящего, так и здесь.
Необходимо правильно рассчитать репертуар- кто аудитория. Музыка должна быть понятной. Или, наоборот, удивляющей.
Удастся сделать «тематический» акцент - прелестно.
Что первично у нас сегодня ?
Само застолье или концерт, а в честь него застолье ?
Некоторые композиции будут не уместны на фоне жующих и болтающих между собой людей.
Некоторые -кощунственно.
Будет ли звучать музыка постоянно или только между подачами.
Если застолье планируется длинное, а музыка « живая» нужно учесть, что люди, особенно у нас, непременно захотят ….ммм … отлучиться.
Стоит подумать об уровне громкости. Перекрикивать очень неприятно.
Учесть все эти нюансы, задача хозяев. наградой будут … условные аплодисменты и аншлаги, то есть слава человека, который умеет принять гостей.
О важности музыки, сопровождающей трапезу задумывались во все времена, а я вот решила поделиться своими соображениями сегодня и написала этот пост.
В Древней Греции музыкантов и певцов обязательно приглашали на пиры.
Для развлечения гостей артисты исполняли мелодии на флейтах-авлосах, лирах, свирелях и кафарах.
Достаточно назвать имя самого известного исполнителя в этом жанре - слепой и легендарный Гомер, автор «Илиады» и «Одиссеи». «Пой и играй на кифаре, и праздник устраивай пышный».
Жанр застольной песни получил в Древней Греции название сколион мелос или сколия.
Петь и слушать музыку во время пиршества было принято и в Риме. Тут сразу, наверно, приходит на ум пир Трималхиона в «Сатириконе» Петрония Арбитра.
На Руси роль застольных музыкантов играли скоморохи и гусляры, в Европе — трубадуры и менестрели.
Менестрели у многих ассоциируются со странствующими музыкантами, но изначально они были как раз на службе у «сильных мира сего».
Интересно, что среди менестрелей были и женщины, играли они чаще всего на мандолинах или лютнях, а для получения звания требовался экзамен.
Нужно было не только хорошо играть, обладать приятным голосом и прекрасной памятью, но выдержать поэтическое состязание.
А вот трубадуры были «из благородных» и обитали, в основном, изначально на юге Франции.
Именно с ними связывают появление столь значимого для этикета понятия «куртуазности», восхваление прекрасной дамы.
Истинный трубадур должен уметь мастерски играть на музыкальных инструментах и ловко слагать стихи, лучше с печалью и тоской, а еще лучше с романтическим уклоном без надежды на взаимность и счастливое будущее.
Исполнять надо было так, чтобы впечатленные дамы, как минимум, пустили слезу, преисполнились сочувствия, а может и в обморок упали от переизбытка переживаний.
Но я все это к тому, что спеть могло потребоваться хоть среди ночи, хоть … во время ужина.
«Одно богатство у Садко — гусли звонкие. У него пальцы, что белые лебеди, опускаются на струны золоченые, у него голос, как ручей, бежит. Ходит Садко по домам на веселые пиры, на гуслях играет, песни поет, гостей потешает. На Руси пир без песни не водится, а лучше нет гусляра во Новгороде». Вот так- то…
Есть, кстати, опера с одноименным названием Римского- Корсакова 1897 года.
Говоря, о связи музыки и трапезы, мне приятно отметить, что основоположником европейских пиров в определенном смысле считается король франков Карл, прозванный Великим.
Это, наверно, один из самых выдающихся правителей в истории от средневековья до нового времени. Музыканты во всех христианских землях слагали оды в его честь и прославляли его деяния.
Во время еды Карл предпочитал либо слушать музыку, либо приглашал чтецов, чтобы они читали вслух и с выражением.
Любил слушать рассказы, восхищаясь подвигами древности.
А что хорошо для короля, тому и начнут подражать придворные.
В XVII веке появилось целое музыкальное застольное направление под названием Tafelmusik или Musique De Table, символом которого стал композитор Георг Филипп Телеман.
Надо сказать, что композитор известен не только как сочинитель в этом конкретном жанре.
Он был одним из самых уважаемых и креативных музыкантов своего времени, и, в целом, был подозрительно работоспособен и как я прочитала оставил наследие …. Около 3000 произведений.
«Tafelmusik», сборник музыкальных произведений был опубликован в 1733 году.
Наверно, это удивительно, способ распространения этих сочинений, как мне кажется, мог бы быть задействован маркетологом наших дней.
Это делали по подписке, которая стоила приличных денег и, как я прочитала, 206 именитых поклонников Tafelmusik из нескольких стран готовы были расплатиться вперед, не зная точно за что конкретно, и считая при этом огромной честью, что имена будут упомянуты.
В общем, жанр был весьма популярен, наряду с церковной музыкой, оперой и танцевальными композициями.
Многие известные композиторы того времени в большей или меньшей степени отдавали должное или же считали приличным трудится за вознаграждение в этом жанре: Жан-Батист Люлли, Георг Фридрих Гендель, Антонио Вивальди и Иоганн Себастьян Бах…
Немного позже появилось другое понятие Harmoniemusik.
Это было очень популярно у приличных людей иметь свой собственный и оркестр.
Очевидно, не все могли позволить себе полноценный состав, поэтому ограничивались 5-8 музыкантами и отдавали часто предпочтение духовым инструментам.
Под живое музыкальное сопровождение проходили ужины, банкеты, пиры, рауты, пикники и охоты.
Собственно, понятие «антреме» то есть название определенной подачи блюд на стол, напрямую связано именно с развлечениями.
И тут приятно упомянуть имена, которые уже сами по себе звучат как музыка: Франц Йозеф Гайдн, Антонио Сальери, Вольфганг Амадей Моцарт, Людвиг ван Бетховен, Франц Шуберт…
Иметь придворных и собственных музыкантов, их еще назвали капельмейстерами, было принято во Франции, например, до Наполеоновских войн.
Гайдн был придворным капельмейстером у венгерских князей Эстерхази, тех самых в которых назван десерт.
Бах служил у герцога Веймарского, Моцарт — у Зальцбургского архиепископа, Гендель — у герцога Чандоса.
Впрочем, и сейчас коллективы исполняющие такую музыку, уже необязательно, даже, скорее и не во время трапезы, тоже существуют и имеют поклонников.
Трапеза и музыка веками шли буквально бок о бок.
Еще стоит упомянуть библейское направление этого проверенного временем тандема. «Сказал я в сердце моем: дай, испытаю я тебя весельем… завел у себя певцов и певиц и услаждения сынов человеческих — разные музыкальные орудия», — это ветхозаветный царь Соломон.
Но все же, в целом, на исходе 18 и в первой четверти 19 века мода изменилась.
Изменился и сам формат, можно сказать, светская жизнь «вышла из-за стола».
Стали появляться и считаться очень изысканными салоны, это требовало уже иного подхода, смысл был в общении и интеллектуальных беседах, гостей, конечно, угощали, они закусывали и выпивали.
Но акценты сместились.
Серьезной альтернативой домашнему застолью стали табльдоты, рестораны, кафе и клубы.
И это требовало своих музыкальных жанров и нового подхода к звуковому оформлению или сопровождению застолья и гостеприимства в целом.
Это дало толчок к новой форме тандема музыки и еды и появились кафешантаны, кабаре, городской романс, джаз и застолье с цыганами.
Сейчас с приходом моды на интимность и домашние приемы, для полноты картины создать музыкальное настроение и заставить сервировку по — настоящему и во всех смыслах «звучать» - это же замечательно, не так ли?
Изысканно.
Ксения Маркова специально для Etiquette748