Решил для разнообразия поучаствовать в Детективном марафоне, организованном Галиной (Библио Графия). Не являюсь фанатом жанра уже давно (хотя в юности получал удовольствие от чтения Конана Дойла, Кристи, Сименона, Стаута, Гарднера, Чандлера, Макбейна, Чейза, Жапризо), но, как пионер, всегда готов.
На этот раз выбор пал на книгу популярного современного автора Майка Омера. На выбор повлияло то, что я нашёл аудиоверсию в исполнении А.Клюквина – одного из лучших чтецов аудиокниг.
Слушал я книгу в течение трёх дней. Естественно, с перерывами. Слушал с интересом, вызванным в первую очередь писательским мастерством автора. Думаю, переводчику и чтецу удалось передать то, что хотел М.Омер. А хотел он рассказать о современном мире, полном различных проблем, главная из которых – разрушение Семьи. Дистанцирование друг от друга, обострившееся во время «ковида», ведёт к потере близких людей. Вначале – непонимание, затем – желание отгородиться от всех, наконец – потеря. И одиночество.
Одиночество пока ещё осознаётся большинством как патология. И вот кто-то начинает страдать. А кто-то ищет, чем компенсировать потерю. Например, работой. Или чем-то похуже. Впрочем, спойлерить не буду. Это ж вроде как детектив. Вроде как…
Сюжет действительно детективный. Пропала девочка. Через 15 месяцев нашлась. Ключевое слово – «нашлась». То есть сама. И тут начинается детектив с поиском преступника. А потом противостояние. Вот только противостоят преступнику не столько полиция (и уж точно не частный сыщик), сколько закомплексованная женщина-психолог и её потерявшая дар речи пациентка.
Любителям захватывающих дух триллеров, наверное, остроты ощущений не хватит. Мне было интересно наблюдать за тем, как писатель показывает семейные проблемы. Пожалуй, у С.Кинга в «Долорес Клейборн» накал страстей в изображении похожих страстей повыше. Но там совсем другая история. С другими решениями.
Было интересно. Правда, не скажу, что ждал с нетерпением (при вынужденных перерывах в чтении) продолжения. По-моему, для детектива это почти приговор. До классики «Странные игры» недотягивают по причине идейной размазанности. Мне так и не стало ясно, что хотел сказать этим романом М.Омер. То, что женщина в критической ситуации способна на многое? Так в русских селеньях, если верить Некрасову, и полторы сотни лет назад женщины с конями, горящими избами и мужьями-богатырями вытворяли такое, что никаким капитаншам Марвел и не снилось.
Героини неплохо прописаны. Конечно, наибольший интерес должна была вызвать история Робин Харт. Мол, терпела за всех и от всех, но шла и шла к заветной цели. Как в песне: «Звезда любви приветная». Любовь нашла. Роман обретения себя? Как «Бремя страстей человеческих»? Ну, величие романа С.Моэма некогда затмила Первая мировая война. А что со «Странными играми»? Их тоже текущие мировые события затмили? Было что затмевать? Не знаю. Мне кажется, автор романа совершил ошибку, о которой ещё Козьма Прутков предупреждал: «Нельзя объять необъятное». Получилась смесь детективного триллера и классического романа взросления, причём от обоих жанров взято не самое лучшее.
Чтение в исполнении А.Клюквина, конечно, великолепное. Но ни ему, ни музыкальным паузам не удаётся создать настоящее напряжение. Напряжение должен создавать автор. Я особых его стараний в данном направлении не заметил. Даже не знаю: стоит ли и кому рекомендовать данный роман? Наверное, поклонникам М.Омера всё же прочитать книгу надо. Хотя они и без меня это знают и скорее всего уже прочли. Остальным желаю добра и приятного чтения! Читайте то, что вам нравится с первых страниц!