Найти тему
Lace Wars

День, когда едва не рухнула Китайская стена

Иногда в погоне за сенсацией журналисты не брезгуют откровенным подлогом. Именно так поступили четверо американских журналистов (Эл Стивенс, Джек Торнэй, Джон Льюис и Уилшир Хэл), когда, испытывая острую нехватку реальных новостей, решили сотворить фейковую.

Судьба свела этих четверых мужчин, работавших в самых крупных газетах Денвера (The Post, The Times, The Republican и The Rocky Mountain News соответственно), на вокзале. Они жадно ловили любую сенсацию, способную украсить страницы их изданий, однако, как назло, денек выдался спокойным и безмятежным. После недолгой беседы и пары бокалов, разговор вновь вернулся к дефициту новостей и острой необходимости заполнить полосы своих газет. В порыве вдохновения кто-то предложил сочинить новость, а для пущей убедительности – опубликовать ее во всех четырех изданиях одновременно.

«Если все городские СМИ ее напечатают», – аргументировал он, – «никто не усомнится».

Идея, казавшаяся поначалу безумной, постепенно обретала сторонников. Было решено исключить любые события, происходящие на местном, государственном или даже национальном уровне, отдав предпочтение месту более отдаленному, что затруднило бы проверку информации. Подумывали о Европе, но в итоге остановились на Китае, стране далекой и экзотической. С местом определились, оставалось придумать содержание.

И тут журналюгам повезло: им стало известно о комиссии, направлявшейся в Пекин для обсуждения с китайским правительством предложения о сносе Великой Китайской стены в качестве знака открытости миру. Эврика! Четыре журналиста отправились в ближайшую гостиницу, поклявшись никогда не раскрывать правды. Каждый заперся в своем номере, чтобы придать истории форму. На следующий день, 25 июня 1899 года, все четыре газеты Денвера вышли с сенсационной новостью на первых полосах:

«ВЕЛИКАЯ КИТАЙСКАЯ СТЕНА СНЕСЕНА! ПЕКИН ОТКРЫВАЕТСЯ ДЛЯ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ!».

Новость о сносе Великой Китайской стены, опубликованная 25 июня 1899 года в четырех крупнейших газетах Денвера, мгновенно облетела всю страну. Множество изданий подхватили сенсацию, за исключением The New York Times, которая усомнилась в достоверности информации. Некоторые СМИ даже добавили к сообщению свои «красочные» детали: цифры, имена, заявления якобы китайских чиновников о том, что остатки стены будут использованы для строительства дороги или плотины.

Фейковая новость быстро распространилась по всему миру, достигнув Европы и даже самой Поднебесной. Уже спустя несколько дней правда вышла наружу. Через десять лет Хэл Уилшир, единственный из четверки журналистов, кто еще оставался в живых к тому времени, официально признался в том, что он намеренно сфальсифицировали новость. Но история на этом не закончилась. Некоторые люди, не разобравшись, связали эту фейковую новость с Боксерским восстанием против западных держав в Китае, произошедшим в 1900 году.

Но есть и оборотная сторона. В мире журналистики нередки случаи, когда за правду приходится платить высокую цену. Одним из таких примеров является история американского репортера Элиши Джея Эдвардса. Гровер Кливленд, единственный на тот момент президент США, дважды занимавший этот пост с перерывом в несколько лет (1885-1889 и 1893-1897), был известен как политик безупречной честности. Его девизом было: «У меня есть только одна задача - поступать правильно». В июне 1893 года у него обнаружили запущенную опухоль на небе. Изучив все варианты, и даже рискуя получить апоплексический ударом и летальный исход, Кливленд решился на операцию по удалению опухоли. Но он поставил одно условие: операция должна быть проведена в строжайшей секретности.

Страна все еще переживала последствия экономического спада («Паника» 1893 года), и Кливленд опасался, что известие о его операции может негативно сказаться на биржевых котировках Уолл-стрит. И вот, 6 врачей под покровом ночи поднялись на борт яхты «Oneida», принадлежавшей другу президента Элиасу К. Бенедикту, чтобы прооперировать Кливленда в открытом море. Операция длилась 90 минут. В ходе нее была удалена не только опухоль, но и пять зубов.

Месяц спустя, с каучуковым протезом, скрывающим отверстие во рту, Гровер Кливленд вернулся в Белый дом, объяснив свое отсутствие «сильной зубной болью». 29 августа в газете «The Philadelphia Press» появилась статья за подписью Элиши Джея Эдвардса, в которой сообщалось о тяжелой болезни президента. Слухи о его операции уже ходили в обществе, но никто не решался опубликовать эту информацию, пока Эдвардс не разыскал анестезиолога и не подтвердил свои сведения.

Белый дом незамедлительно отреагировал. Была развернута массированная кампания по дискредитации журналиста. Карьера Эдвардса была разрушена, его даже объявили «позором журналистики». На протяжении 15 лет его никто не хотел нанимать на работу. Лишь в 1917 году, спустя 9 лет после смерти Кливленда, один из хирургов, оперировавших президента, доктор У. В. Кин, решился рассказать правду. Все эти годы его терзали угрызения совести. Он видел, как травят журналиста, и не мог больше молчать. В статье, опубликованной в «Saturday Evening Post», Кин раскрыл все подробности операции, в надежде на реабилитацию имени и чести Эдвардса. Журналист, узнав об этом, написал Кину письмо, выразив ему свою глубокую благодарность за восстановление его доброго имени.

Если вам понравилось - пожалуйста, поставьте лайк и напишите комментарий. Это мне очень поможет. И обязательно прочтите другие мои переводы и статьи!