Один нелояльный работник — сотня проблем для вашего бизнеса. В этом материале аналитики Falcongaze рассказывают, с какими проблемами сталкиваются руководители из-за недовольства сотрудников и почему крупные корпорации тратят миллионы на увеличение лояльности внутри своих команд.
Что такое «лояльность»?
Термин «лояльность» (от франц. «верность») — относительно новый. Его точное определение в управлении персоналом по сей день туманно, поскольку каждый отдельный руководитель сам определяет критерии лояльности: от простого выполнения трудовых задач до крепкой дружбы вне офиса.
При этом у всех возможных определений есть одна общая черта: лояльный сотрудник связывает свое будущее с вашей компанией.
Есть определенные критерии, позволяющие сделать предположение об отношении человека к компании/организации. В методиках по работе с лояльностью, таких как Happy Job, выделяют эти пять факторов:
- Гордость за компанию/организацию/бренд. Упор на развитие HR-бренда внутри компании и качественный, общественно-значимый продукт сказываются на желании человека продолжать трудиться.
- Планы продолжать сотрудничество с компанией/организацией следующие несколько лет. Если сотруднику понятны карьерные перспективы, при этом коллектив помогает ему профессионально расти и развиваться, он не будет спешить со сменой места работы. Эффект множится, если в компании практикуется наставничество, когда более опытные специалисты помогают осваиваться новичкам.
- Готовность рекомендовать компанию/бренд близким и знакомым. Немаловажный фактор — уверенность в качестве выпускаемого продукта.
- Отсутствие желания сменить работу. Сотрудники нечасто задумываются о смене места, если их устраивают коллектив, оплата и условия труда.
- Стремление сделать чуть больше, чем указано в трудовом договоре. Люди проявляют инициативность в ситуациях, когда уверены: их заметят, оценят и вознаградят.
Несоответствие хотя бы одному пункту указывает на нелояльность вашего сотрудника, и скоро он может рассмотреть идею сменить работу.
И вот здесь начинаются проблемы.
Работник не лоялен бренду: какие могут быть проблемы
Специалисты по развитию HR-брендов среди всех потенциальных проблем выше всех выделяют риски потери специалиста и расходы, которые понесет компания на найм, обучение и адаптацию нового. В зависимости от сферы деятельности бизнеса такие расходы могут составлять до 1,5-2-кратной годовой зарплаты.
Помимо этого, согласно недавнему отчету Ассоциации сертифицированных специалистов по расследованию мошенничества, средний работодатель теряет 5 % своего годового дохода из-за работников, потерявших мотивацию.
А что еще?
Мы разделяем нелояльных сотрудников на две категории: те, кто потерял мотивацию трудиться на ваш бренд, и те, кто уже рассылает свои резюме.
Важно: мы не рекомендуем оценивать нелояльных сотрудников, как плохих. Часто желание работать пропадает из-за плохо налаженных процессов внутри компании: больших нагрузок, плохих условий труда и т. п.
Итак, немотивированные сотрудники:
- Работают непродуктивно: срывают дедлайны, просрочивают задачи, не погружаются в процессы, не заинтересованы в процветании компании.
- Не растут профессионально и не обучаются.
- Нерационально используют ресурсы компании и свое рабочее время.
- Деморализуют коллектив, ведут себя токсично.
Нелояльные сотрудники, принявшие решение уйти, могут:
- Внедрить у конкурентов выстроенные у вас процессы и технологии.
- Забрать с собой базы данных, лиды и клиентов, украсть коммерческую тайну или конфиденциальную информацию.
- Передать конкурентам важную инсайдерскую информацию.
- Устроить саботаж на рабочем месте: удалить важные данные, форматировать жесткие диски на рабочем оборудовании.
- Переманить сотрудников.
- Угрожать действующим сотрудникам, срывать работу.
- Способствовать увеличению текучки кадров в вашей организации.
- Совершить другие неправомерные действия, влияющие на прибыль и общественный имидж работодателя.
Как выявить нелояльного сотрудника?
Прототипа нелояльного сотрудника не существует.
И не всегда тот токсичный, постоянно недовольный коллега планирует уйти и украсть ваших клиентов. Бывает, злоумышленником является пользующийся большим доверием и трудолюбивый человек — пресловутый «наименее вероятный подозреваемый». При этом он или она может быть и высокопоставленным лицом, принимающим решения, и совместителем. Поэтому:
Задавайте вопросы и проводите опросы
Не ждите, что сотрудник сообщит о зреющем недовольстве.
Поэтому первый способ выявить недовольных — говорить: о рабочих процессах, отношениях внутри компании и проч. Человек, которому нечего скрывать, отвечает прямо, уверенно и неуклончиво. При этом ответы не всегда будут… приятными: при one-to-one беседах могут предоставить конструктивную критику, к которой важно прислушиваться. А вот нелояльные сотрудники склонны уходить от ответов, переносить ответственность на обстоятельства или других коллег. Отсутствие зрительного контакта во время диалога — еще один признак отсутствия доверия.
Внедряйте системы по контролю за действиями сотрудников
Второй способ оценить персонал на лояльность — внедрить службу контроля за действиями сотрудников. Речь идет о DLP-системе — программном обеспечении, с помощью которого можно отслеживать поведение каждого отдельного специалиста за рабочим компьютером. Программа будет оценивать дневную активность ваших сотрудников по заранее установленным параметрам и сообщать о нарушениях и «аномалиях»:
- систематических опозданиях или уходах пораньше;
- нерациональном использовании рабочего времени/ресурсов компании;
- злоупотреблении мессенджерами и браузерами;
- токсичном и агрессивном поведении с коллегами и руководством;
- попытках передачи конфиденциальной информации и проч.
Информация будет собираться с каждого рабочего компьютера и систематизироваться в удобных отчетах, через которые вы сможете отслеживать как весь коллектив сразу, так и каждого сотрудника в отдельности.
Существенный плюс DLP-системы в том, что она автоматически блокирует пользователей при подозрительном поведении: попытках слить конфиденциальную информацию, удалить/изменить ключевой для компании документ и проч.
В заключение
По данным teamstage.io за 2022 год,
- почти 70% исполнителей говорят, что они работали бы усерднее, если бы руководители больше ценили их;
- 40% сотрудников увольняются из-за трудностей с коммуникацией внутри коллективов;
- более 70% сотрудников готовы уволиться ради карьерного роста;
- 31% сотрудников покинут место работы в течение первых 6-ти месяцев после найма из-за сложностей в адаптации на новом месте.
Это значит, вовремя выплаченной зарплаты и минимального соцпакета не всегда достаточно, чтобы сотрудники проявляли исключительную преданность своему делу.
Отсутствие лояльности со стороны работников часто связано с неправильно организованными рабочими процессами, чрезмерными нагрузками, невнимательным руководством, токсичным коллективом, отсутствием карьерных перспектив и проч.
Поэтому любому руководителю важно как искать немотивированных сотрудников внутри коллектива и расторгать трудовые отношения, так и работать на увеличение показателей лояльности.