Найти в Дзене

Типичные когнитивные ошибки начинающего госслужащего

Оглавление

Когда человек впервые устраивается на госслужбу и приступает к работе, он начинает действовать, руководствуясь некими типовыми соображениями «как там все на госслужбе устроено», почерпнутыми из общего информационного поля (фильмы, книги, всякий спам в соцсетях), и, как правило, ничего продуктивного из этого сходу не получается.

Следующим шагом обычно идет скрупулезное изучение регламентов и должностных инструкций, но попытки действовать четко по бумаге, тоже обречены на провал.

Дальше наступает этап активных консультаций с коллегами по цеху на тему «что вообще происходит?».

Отвечая на наивные вопросы неофитов, ведомственные старожилы могут наговорить многого, но всегда обращают внимание на три типичные когнитивные ошибки начинающего госслужащего.

Ошибка № 1 «Есть регламент, все работает по регламенту»

Базовыми регламентирующими документами для любого госслужащего федерального органа исполнительной власти являются Регламент Правительства РФ и Положение об Аппарате Правительства РФ, утвержденные соответствующим постановлением.

Каждое федеральное ведомство также утверждает внутренние регламенты и инструкции. Одной из первых к изучению всегда идет инструкция по делопроизводству.

Существует еще регламент работы Госдумы РФ, регламенты работы правительств субъектов РФ (например, Регламент Правительства г. Москвы) и иные регламенты.

Все эти документы описывают правила взаимодействия органов власти между собой: кто, кому, когда, что должен написать; в какие сроки; как поступить в том или ином случае и прочее.

Однако, на практике, все всегда происходит в особенном, самобытном порядке, имеющем отличия от изложенного в нормативке.

Так, например, в установленные сроки ответов и исполнения поручений с первого раза укладываются не часто, да и результат может быть совсем не таким, на какой вы рассчитывали «по регламенту», а реальный маршрут согласования документа иногда кардинально отличается от прописанного в инструкции.

Поэтому начинающему госслужащему нужно быть готовым к тому, что все процессы придется изучать методом проб и ошибок, тренировок и консультаций с опытными товарищами.

Ошибка № 2 «Всегда есть четкая субординация»

В термине «госслужба» большинство людей в первую очередь видит слово «служба», которое обычно ассоциируется с четким порядком и субординацией.

Впервые устраиваясь на работу в ведомство на младшую должность, человек получает «в подарок» непосредственного руководителя, а также руководителей этого руководителя и так далее.

По логике и уставу исполнять нужно только задания непосредственного руководителя и отчитываться о работе – тоже только ему, но на практике часто получается иначе.

Директор департамента может вызвать сотрудника напрямую, минуя начальника отдела, поставить ему задачи и дать указание отчитаться тоже прямо ему.

Эта же логика распространяется не только на исполнителей, но и на всех руководителей тоже. Так, например, того же директора департамента может пригласить на аудиенцию и поставить задачу любой замминистр, а не только тот, который по распределению обязанностей курирует этот департамент.

Нужно быть готовым к тому, что начальников будет очень много и придется лавировать между ними, чтобы «хомячка не разорвало».

Ошибка № 3 «Законы нерушимы – это на века»

«Закон не догма, если надо – поменяем», – всегда говорил один из моих руководителей в Аппарате Правительства РФ, когда ему начинали ныть, что «это мы сделать не можем, закон не позволяет» и тому подобное.

Необходимо понимать, что законы, постановления и прочие акты – это общественные договоры, которые мы сами себе придумываем.

Если реальная ситуация в мире поменялась, или действующий порядок показал свою неэффективность, то регулирование необходимо корректировать.

В своем целеполагании и деятельности в целом госслужащий всегда должен исходить из реальных потребностей в тех или иных мерах, не надо мыслить исключительно «в рамках действующего законодательства». Законы служат людям, а не люди – законам.

Никогда не жалуйтесь высокому руководству на «недостаточность нормативной правовой базы», а сразу предлагайте решение, что и как нужно скорректировать (лучше предлагать сразу в виде проекта поправок к действующей редакции акта :)

На этом можно бы и закончить известными словами про «опыт, сын ошибок трудных», но я для разнообразия приведу другую цитату :)
«Ошибаться можно, врать нельзя»
(из выступления А.Р.Белоусова в Совете Федерации РФ в мае 2024 года)