Автор — Вальбурга Шмидт (Walburga Schmidt)
Перевод с немецкого — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)
И вот снова наступает время праздников или, если угодно, маскарадов. То, как это называть, зависит от того, в каком районе нашего отечества вы проживаете. Праздничный принц или Карнавальный принц «де-юре» начинал своё правление в 11 утра 11 ноября и с того момента начинал размахивать своим шутовским скипетром. Впрочем, до конца старого года эти принцы почти не появляются, поскольку их истинное правление начинается только в первом квартале года наступающего.
У нас же в Инстербурге люди особо не ломали голову над тем как называть эту череду праздников, и уж тем более кого назначать Праздничным принцем. Только у Рейнландцев Инстербурга эту традицию блюли, да и то это было их сугубо внутреннее клубное дело. Однако нельзя сказать, что это «весёлое» время проходило мимо внимания наших горожан. Госпожа Вальбурга Шмидт, тесно связанная с праздничными гуляниями, так как владела бизнесом по аренде карнавальных масок, но к сожалению, навсегда покинувшая нас в декабре 1961 года (10 декабря 1961), следующим образом вспоминала об этом времени:
«Кто ещё помнит праздничную пору в Инстербурге? Конечно же многие из наших соотечественников, и особенно те, кто сейчас живёт в областях, являющихся оплотом карнавальных гуляний. У нас в Инстербурге в этот период всегда устраивалось множество красивых костюмированных шествий. Наиболее же ярким событием являлся бал-маскарад общества Рейнландцев. В нём состояли все осевшие в Инстербурге выходцы из Рейнской области. У них был свой «карнавальный комитет», собиравшийся 11 ноября и назначавший Карнавального принца.
«Рейнландер», как назывался главный праздник этого общества, всегда был крайне популярен. На него можно было попасть только имея соответствующий пропуск, который, впрочем, достать было несложно. У рейнландцев был свой особый девиз. В соответствии с ним изготавливались костюмы и маски. Костюмам и маскам на инстербургских торжествах вообще уделялось большое внимание, будь то праздники певческих сообществ «Liederkranz», «Sängerverein”, “Melodia” или Ремесленного и Велосипедного клубов (коих было два) и прочих других.
Едва в местных газетах появлялись первые объявления о праздничных мероприятиях, магазины тут же украшали свои витрины соответствующими товарами. Брендель, Швайгер, Дауме и др. магазины одежды начинали выставлять в них свои самые красивые наряды. Шульц, Хербст, Хирш, а также прочие канцелярские и детские магазины заполняли витрины масками, конфетти, серпантином, фонариками и гирляндами. Городские швеи практически полностью переключались на пошив костюмов. Состоятельные инстербурженки всегда предпочитали что-то особенное. Ко всему прочему самые красивые маски на некоторых балах награждались призами. Ну, а кто не хотел бы оказаться в числе победителей?
Те же, у кого водилось достаточно денег, но не было желания связываться с пошивом, отправлялись в Кёнигсберг и брали там костюмы в аренду у Пихова на Мюнцштрассе за 30-40 марок. Те, кто хотел сделать это подешевле, шли ко мне, к Вальбурге Шмидт. В моём магазине по аренде масок на Ратхаусштрассе клиенты всегда имели большой выбор при довольно умеренной стоимости проката в 5-6 марок. К тому же я хорошо знала своих инстербуржцев и могла им помочь советом и помощью.
Между десятью и одиннадцатью часами залы Штадтхалле, Тиволи, Городского казино и в других местах, где устраивались маскарадные торжества, заполнялись людьми. И тут оказывалось, что инстербуржцы совсем не кислый народец. Просто требовалось чуть-чуть времени, чтобы их восточно-прусский темперамент наконец прорвался наружу. Вскоре красочный испанец уже танцевал с белокурой норвежкой, Арлекин с жительницей Шпревальда, русский с голландкой, а «старый Фриц», забыв о приличиях, энергично прорезал себе путь через толпу вместе с каким-нибудь чёртом. Незадолго до полуночи в зале появлялся Рейнландский Праздничный принц и раздавал призы. В 12 часов оркестр давал туш и все разоблачались. Ликование и радость переполняла тех, кто до этого момента сумел сохранить своё инкогнито. Некоторые успевали до 12 часов даже сменить костюм!
Заседания, проводившиеся в последний понедельник торжеств Рейнландцы зачастую устраивали в отеле Дессауэр Хоф. Там, как водилось, произносились различные речи. В них, некоторые из инстербуржских рейнландцев, достигли истинного мастерства. Среди них всегда присутствовал и фотограф Курт Фрерихманн. Бал прессы, организовывавшийся двумя инстербургскими газетами, а также балы теннисного и гребного клубов являлись кульминацией инстербуржского праздничного сезона. Не стоит забывать и о «Больших уроках танцев» Жоржетты (Эльсабе Джорж) и Вероники Шефер, которые проходили, главным образом, в ратуше и являлись крупным общественным событием, особенно для молодёжи. Если у вас было желание, то вы вполне могли прекрасно провести время в Инстербурге. А кому из нас, старых инстербуржцев, не нравится вспоминать о радостном времени в нашем родном городе? Хотя сегодня это уже больше похоже на сказку, а сказки обычно начинаются со слов «Давным-давно...». Не так ли?
Автор — Вальбурга Шмидт (Walburga Schmidt)
Перевод с немецкого — Евгений А. Стюарт (Eugene A. Stewart)
При перепечатке или копировании материала ссылка на данную страницу обязательна. С уважением, Е. А. Стюарт