Снимок "Комбат", вместе со "Знаменем над Рейхстагом", занимает особое место среди символов Великой Отечественной войны. В то время как "Знамя над Рейхстагом" символизирует окончательную победу, будучи запечатленным в последние дни войны, фотография "Комбат" представляет собой дух Красной армии в разгар сражений 1942 года. На этом снимке запечатлён советский командир, бесстрашно ведущий своих солдат в атаку, и он стал олицетворением героизма и решимости советских воинов. В годы войны эта фотография была известна каждому жителю СССР, так как многократно печаталась во всех газетах.
Однако, в течение долгих 30 лет, личность человека на фотографии, сделанной советским фотографом Максом Альпертом, оставалась загадкой. Многие считали, что на снимке изображен комбат — командир батальона, что укрепляло миф о его храбрости и лидерских качествах. Только спустя годы было установлено, что на фотографии запечатлён не комбат, а лейтенант Алексей Еременко, командир взвода.
На фотографии, ставшей символом мужества и решимости Красной армии, мы видим, как командир, вероятно выкрикивая "Ура" или "За Сталина", ведет своих бойцов в атаку. Он держит в руке пистолет ТТ, и любой, кто знаком с военной историей, знает, что этот пистолет в реальных боевых условиях малоэффективен. Его дальность стрельбы ограничена 50-60 метрами, что делает его почти бесполезным в атаке на укрепленные позиции противника, особенно в столкновении с пулеметным огнем. Тем не менее, сила этой картины заключена не в оружии, а в боевом духе командира, стремящегося вдохновить своих солдат. Другой офицер мог бы выбрать более надежное оружие или даже отказаться от атаки. Но герой на этом снимке показывает уверенность и железную решимость, что и делает фотографию столь популярной и значимой.
События разворачивались 12 июля 1942 года на Южном фронте, под Луганском, который тогда назывался Ворошиловградом. Фотограф Макс Альперт снимал хронику тех дней, делая сотни фотографий по разным участкам фронта. По прибытии в штаб фронта, ему рекомендовали отправиться к батальону, недавно вышедшему на передовую и уже проявившему невероятное мужество, отражая атаки фашистских войск. Когда Альперт добрался до окопов, он встретил бойцов, истощенных непрерывными сражениями. Солдаты были поглощены подготовкой к следующей атаке: кто-то чистил оружие, кто-то курил, задумчиво смотря вдаль, а кто-то писал письма домой, осознавая их возможную последнюю природу. В такой атмосфере тревоги и ожидания, только один человек – командир – пытался поддержать оптимизм и внушить железную уверенность в близкой победе.
Альперт не спешил снимать, предпочитая дождаться подходящего момента. Он старался не отвлекать бойцов, наблюдая за их действиями в ожидании значимого кадра. И вот, наступил кульминационный момент: командир, с гордо поднятым над головой ТТ, повернулся к своим бойцам и громко прокричал: «За мной! За Родину! Вперёд!». Именно в этот момент Макс Альперт сделал несколько снимков, один из которых впоследствии прославил его по всему миру, став олицетворением мужества и самопожертвования советских солдат в годы Великой Отечественной войны.
Артиллерийский обстрел со стороны врага был настолько интенсивным, что его залпы казались нескончаемыми. Этот мощный шквал огня заставил наши ряды рассыпаться: бойцы теряли равновесие, слух и зрение, в ушах стоял постоянный звон. Мы, кто еще оставался на позициях, стали редкими островками сопротивления, наши силы близились к истощению. Ситуация складывалась крайне критическая, и наше положение было практически безвыходным. В этот роковой момент Еременко принял решение, которое радикально изменило ход событий. Он считал, что внезапная контратака в такой момент, когда фашисты ничуть ее не ожидали, могла принести успех и выровнять наши позиции.
Когда утихли первые волны шока и мы сумели хоть немного прийти в себя, быстро готовясь к наступлению, Еременко взвился во весь рост. Его громкий крик пронзил воздух, пробуждая у нас новый прилив сил и решимости. Эта картина – как он ведет нас в атаку – запомнилась навсегда. Под его предводительством мы ринулись вперед, преодолевая страх и усталость, врываясь во вражеские окопы, где тут же началась ожесточенная рукопашная схватка. Наш неожиданный и мощный натиск произвел на врагов сокрушительное впечатление. Немецкие солдаты не выдержали этого побоя и, поддавшись панике, начали отходить.
Контратака небольшого отряда бойцов оказала существенное влияние не только на их собственные позиции, но и на весь фронтовой участок. Атака, возглавленная мужественным комбатом, стала сигналом для соседних подразделений, которые также пошли в наступление. Эффект был настолько мощным, что немцы начали стремительно отступать. Однако эта победоносная атака была омрачена трагедией: сам комбат пал в бою. Но кто же был этот отважный командир? После того как фотограф Евгений Халдей сделал свои снимки, он больше никогда не видел ни самого командира, ни его бойцов. В тот момент не до снимков было – наши войска шли вперед, а фашисты в панике отступали.
С годами Халдей неоднократно пытался выяснить личность этого героя. В редакцию его газеты приходило множество писем от разных командиров, каждый из которых утверждал, что именно он запечатлен на тех фотографиях. Недоразумение вполне объяснимо: таких героических и драматических моментов было великое множество за годы войны, и неудивительно, что многие военачальники видели в этом снимке себя.
Время шло, и каждое новое письмо напоминало о том, как много таких смелых атак было совершено в ходе кровопролитной борьбы. Каждая история отражала собой часть общей мозаики мужества и самопожертвования. Пока идентификация личности командира оставалась неопределенной, бесспорным оставалось одно: его самоотверженные действия вдохновили десятки, если не сотни бойцов, ставших свидетелями той великой сцены и участниками того наступления, которое значило больше, чем индивидуальная судьба.
В один из майских вечеров, когда наша семья отмечала очередную годовщину Победы за праздничным столом, прозвучал неожиданный звонок в дверь. Оказалось, что это почтальон принес почту. Мама пошла открывать дверь и вдруг закричала: "Ваня! Отец! Это же наш отец!" Я посмотрел на снимок и не мог поверить своим глазам – действительно, наш папа, потерянный, наконец, нашелся!
Эта сцена была описана в письме, присланном в редакцию "Комсомольской правды" председателем райисполкома Запорожья Иваном Еременко. Однако, письмо не вызвало особого ажиотажа, так как таких писем с яркими историями приходило в редакцию немало. Тем не менее, в письме Иван приложил извещение о том, что Алексей Еременко пропал без вести в январе 1942 года, а также несколько фотографий, которые привлекли внимание редакторов. Некоторые из этих снимков уже были известны, но даты в извещении не совпадали: фотограф Евгений Халдей общался с тем же командиром летом 1942 года.
Эта нестыковка заинтриговала Халдея. Он хорошо помнил те беседы с командиром и видел его лицо. Фотографии, присланные Иваном Еременко, действительно напоминали того человека, которого Халдей знал лично.
Оставалась загадка с извещением о пропаже. Через некоторое время стало ясно, что это была обычная ошибка, вызванная хаосом военного времени. Удалось найти бывших сослуживцев Алексея Еременко, которые заявили, что он был жив в феврале 1942 года и даже вместе с ними выходил из окружения. Так получилось, что в январе без вести пропал курсант с той же фамилией – Еременко, из той же роты, что вызвало путаницу.
На протяжении практически двух лет журналисты усердно переписывались с ветеранами, исследовали фотографии и искали свидетелей, пока не подтвердили окончательно: на снимках запечатлен младший политрук Алексей Еременко. По ошибке фотограф назвал его комбатом, так как не знал его точного звания.
Алексей Гордеевич Еременко родился в окрестностях Днепропетровска. Школьное образование он так и не завершил, поскольку в возрасте 14 лет начал трудиться на железной дороге. Затем его путь лежал на заводе, где он работал в хозяйственном управлении. В конечном итоге он стал председателем колхоза "Авангард". В этом новом статусе Еременко активно развивал животноводческие фермы с высокой производительностью. Его колхоз был известен, среди прочего, тем, что разводил лошадей для кавалерийских частей Красной армии.
Когда началась Великая Отечественная война, Еременко был освобожден от мобилизации в армию в силу своей ответственной должности. Однако, движимый патриотизмом, он добровольно явился в военкомат с просьбой отправить его непосредственно на фронт, а не в тыловое училище. Военкомат учел его волю и направил его на передовую.
Однажды, когда рота находилась в тяжелейшей боевой обстановке, командир роты, лейтенант Петренко, получил серьезное ранение. Алексей Еременко, будучи политруком, без раздумий взял на себя командование ротой и повел бойцов в атаку. Буквально спустя несколько минут, когда бойцы уже вступили в рукопашную схватку, по цепи передали сообщение, что "комбат" ранен. Это обращение касалось Еременко, который исполнял роль комбата, приняв на себя командование.
В ходе сражения немцы начали отступать. В одной из траншей наш корреспондент заметил Алексея Еременко. Подбежав к нему, он понял, что политрук уже не подает признаков жизни.
Звания и должности в этом контексте уходят на второй план. Главное, что Алексей Еременко был истинным советским солдатом, который, несмотря на критический момент, поднялся и повел своих товарищей в бой. Именно благодаря таким героям, как Еременко, и тысячам других, была достигнута Великая Победа.
Вот такая вот история, друзья! Если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой канал. Буду благодарен за лайк и репост. Также пишите комментарии - это позволит улучшить качество материала и готовить ещё более интересные темы для вас.
С увaжением, автор канала.