Найти тему
Кин-дзен-дзен

Я не киллер (2023 г.) криминальная трагикомедия о лжедушегубе с Гленом Пауэллом и Адрией Архоной

Кадр из фильма "Я не киллер".
Кадр из фильма "Я не киллер".

Кажется, что преподавателю философии и психологии легко было бы перевоплотиться в другого человека. Например, в наёмного убийцу, тем более, когда подрабатываешь «технарём» в группе особого назначения полиции, которая пресекает в зачатке заказные убийства, беря под белы рученьки заказчиков во время передачи денег. А тут вдобавок коллегу, который мимикрировал под киллера, отстраняют, и единственным, кто может пойти на встречу с потенциальным работодателем, оказываешься ты. Человек ко всякому привыкает, сможет-ли Гэри Джонсон привыкнуть к несвойственной всей его натуре роли и сумеет-ли сохранить её перед возлюбленной?

О Ричарде Линклейтере, нём самом и его картинах, писано-переписано великое количество слов. Автор с индивидуальным почерком, не спутать ни с кем, снимающий с конца восьмидесятых прошлого века. Если присмотреться, то каждая работа сделана в разных направлениях кино, их объединяет жанровое смешение, когда невозможно точно поставить во главе какой-нибудь один из них. Например Школа рока, казалось бы комедия о детках, а в сущности трагедия неуместного человека вне системы. То же Отрочество, сермяжное повседневное мокьюментари взросления, а Помутнение с Ривзом снятое спустя кислотные фильтры демонстрирует изъян того поколения, его анабиоз и коренные психические проблемы «нации Прозака». Он даже в самых неудачных (с точки зрения массового потребления) работах держит определённый уровень, который для большинства не досягаем. Но в данном фильме Линклейтер возводит в степень ленты о шпионах-киллерах с юмористической подосновой, создав ещё один эталон, на который станет ровняться сонм демиургов.

Кадр из фильма "Я не киллер".
Кадр из фильма "Я не киллер".

Поначалу может показаться, тем более, если не знать кто постановщик, что это как раз та самая не смешная комедия о палаче и его жертве, с бессмысленными погонями и пальбой. Де, как-то слишком развелось фильмов о киллерах (или сказывается их накопительный эффект, нарастающий из года в год). В последнее время эта «профессия» романтизируется до степени необязательности, в том смысле, что умерщвление неизвестного человека показывают с шутками-прибаутками, делая из этого классное приключение. Такое ощущение, что стараются расширить окно Овертона, как и с темой ЛГБТ, принудительно-ласкательно нормализуя. Но скоро все становится на места, усложняется и утяжелевает. Сценаристы, Глен Пауэлл и Ричард Линклейтер, подошли к теме, в прямом смысле, философски. Они привязываюсь теорию ID и Эго (тут без СверхЭго) к перемене личности героя Пауэлла. Пара драматургов настолько глубоко вплетают фрейдизм в общую канву, что к финалу одно без другого невозможно воспринимать.

Сложно идентифицировать жанр фильма, как, впрочем, все другие Линклейтера. Это типичный он, говорящий на любые темы с трагикомичным тоном. Тут, добавив детективные составляющие, а в некоторых сценах чистого триллера, режиссёр вышвыривает на полотно ведро за ведром различных красок и оттенков. Картина какое-то непродолжительное время неосязаема, сложно разобрать что именно она собой представляет. В то время, когда рука мастера мелкими, но точными, штрихами создаёт объём, начинается самое прекрасное, а именно понимание и хлопанье себя в лоб, мол болван, как же сразу не дотумкался.

Сценаристы пускают сквозным разрядом электричества через всю повесть экзистенциальный вопрос – «Может-ли человек измениться и может-ли измениться объективная реальность вместе с метаморфозой личности. А если человек изменяется, то меняется ли вокруг него реальность или наоборот, измененная реальность трансформирует Эго». Для многих это открытый вопрос. Для Линклейтера и Пауэлла ответ очевиден - человек в силе модифицироваться без каких-либо потрясений и одновременно менять окружающую действительность. Важно полностью подчинить бессознательную лошадку под собой.

Кадр из фильма "Я не киллер".
Кадр из фильма "Я не киллер".

Я не киллер хорошее интеллектуальное развлечение, когда в одном продукте содержаться многие полезные качества для мыслительной деятельности и для выработки гормонов счастья и радости. Линклейтер даже не пытается быть хмурым занудой, в истории, в общем, трагичной. Он находит светлые моменты и развивает их предельно. Кино получилось объёмным, вмещающим много насущного, в тоже время не настолько, чтобы уронить в пучину уныния и тревоги. Такое редкое совмещение приятного с полезным.

P.S.: Артист Пауэлл в одной сцене в одно мгновение перевоплотился из рок-звезды в мягкотелую училку, будто Кайзер Сузе в финале Подозрительных лиц, только наоборот. Очень эффектная сцена.