Найти в Дзене
Злобный урбанист

10 шагов к успешному мастер-плану

Оглавление

В России подготовлено больше 100 мастер-планов, но вопрос об их воплощении в реальность вызывает затруднения. О многих ли примерах реализации мастер-плана вы слышали? Десятки крупных и не очень крупных компаний в той или иной мере вовлечены в подготовку мастер-планов, наработали богатый опыт, разнообразные подходы, имеются, как минимум, три методички.

Интенсивность обсуждений - что же такое мастер-план и в каком виде он будет внесен в законодательство - уже зашкаливает. Например в середине мая в Москве состоялась целая неделя мастер-планов - сначала 2 круглых стола на форуме Высоковского в ВШЭ, потом пленарное заседание на АрхМоскве (и еще один семинар отменился из-за занятости спикеров) и в пятницу 24-го мая в Союзе Российских городов прошел камерный хакатон, в ходе которого довольно солидный состав участников также искал роль и место этого документа в системе знаний о городе.

Мастер-план Якутска, фрагмент. Институт генплана Москвы, 2022 год.
Мастер-план Якутска, фрагмент. Институт генплана Москвы, 2022 год.

Многие, особенно высокие официальные лица, высказывают опасение, что для решения поставленной президентом задачи о 200 мастер-планах не хватит разработчиков. Мол высокопрофессиональные команды сегодня можно пересчитать на пальцах двух рук и одновременно каждая может делать не более 2-3 проектов, а если больше - то ерунда получается.

На мой взгляд, вопрос выбора квалифицированной команды сегодня не является серьезной проблемой. По большому счету, мастер-план не сильно то сложнее чем генеральный план - просто немного больше усилий по привлечению широкого круга специалистов. А вот затрат сил на согласование и прочую бюрократию до недавних пор был минимален. Правда в последнее время это начинает меняться, но как раз команды, которые разрабатывают градостроительную документацию, пока что по большому счету даже не начинали впрягаться в тему мастер-плана.

В общем, разработчики в России неплохие, их достаточно и нарабатывая опыт, они становятся еще сильнее.

Мастер-план Грозного, фрагмент. Мастерс-план, 2023 год
Мастер-план Грозного, фрагмент. Мастерс-план, 2023 год

Вопрос состава и структуры мастер плана описан в упомянутых методичках, он вызывает жаркие дебаты и, похоже, за последние месяцы дискутирующие на эту тему ни к каком результату не приблизились. Кому-то нравится мастер-план в составе градостроительного законодательства как замена концепции генплана (методичка Минэкономразвития, о которой я писал ранее). Методичка/Стандарт авторства ВЭБ-Стрелки рассматривает мастер-план как единую пространственную и социально-экономическую стратегию. Дмитрий Наринский предлагает вовсе выделить мастер-планирование в отдельный вид деятельности не смешивая его со стратегическим или территориальным.

Мастер-план Грозного, фрагмент. Мастерс-план, 2023 год
Мастер-план Грозного, фрагмент. Мастерс-план, 2023 год

В дискуссию ученых мужей вмешался Марат Шакирзянович Хуснуллин, который, будучи проездом на родине на Kazan Forum 2024 ознакомился с мастер-планом Казани и, - как пишет телеграм-канал Института пространственного планирования Татарстана, "По результатам рассмотрения им было рекомендовано подготовить на их основе единый стандарт разработки Мастер плана агломерации для его дальнейшего применения на федеральном уровне". Так что ждите еще одну методичку.

Взгляд на проблематику мастер-планирования. Пожалуй, с этой систематизацией можно согласиться.
Взгляд на проблематику мастер-планирования. Пожалуй, с этой систематизацией можно согласиться.

Все выше описанное - сценарии дальнейшей судьбы мастер-плана. Как гласит одна из упомянутых методичек "В итоге выбирается или компилируется один целевой сценарий". Чей сценарий будет выбран - нам неведомо. А пока сильные мира сего решают важную государственную задачу - обеспечить интеграцию мастер-планов развития городов в законодательство Российской Федерации о градостроительной деятельности - обратим внимание на другую сторону медали - на тех, для кого собственно эти мастер-планы делаются.

Мне лично кажется, что неготовность заказчика – региона/муниципалитета на всех стадиях начиная от подготовки задания и набора данных и заканчивая созданием команды, организационными вопросами, постпроцессингом и трансформацией мастер-плана в НПА - это сегодня главная проблема мастер-планирования.

Взгляд на проблематику мастер-планирования. Почему в российской действительности всем так хочется чего-то непременно ЕДИНОГО и единственного?
Взгляд на проблематику мастер-планирования. Почему в российской действительности всем так хочется чего-то непременно ЕДИНОГО и единственного?

Заказчик не понимает для чего этот мастер-план нужен, не очень то готов и юридически с трудом может выделить на него финансирование, пассивен при подготовке задания, полагаясь на некие "типовые" ТЗ, которые подкладывают ему разработчики или институты развития, путается в исходных данных, слаб в формулировании необходимых проектов развития, не понимает что делать с этими многотомными красиво иллюстрированными томами и как их превратить в нормативные акты и впоследствии, - в те самые проекты развития.

Поэтому мы и не видим как мастер-планы реализуются. Их просто некому реализовывать. И даже если худо-бедно в какой-то агломерации назначили "проектный офис по реализации" - без должной подготовки и опыта этот офис просто не знает с какой стороны нАчать, как говаривал, бывало, первый президент СССР.

Взгляд на проблематику мастер-планирования
Взгляд на проблематику мастер-планирования

Хочу предложить 10 пунктов, о которых необходимо задуматься заказчику мастер-плана задолго до поиска исполнителя и начала основной работы и по возможности все их выполнить самостоятельно или с привлечением экспертов. Важно, что все эти пункты надо выполнять вне зависимости от того, какая из концепций мастер-планирования возьмет в итоге верх и будет зафиксирована в законодательстве.

И начинать готовиться к вашему мастер-плану надо было уже вчера. Итак, методическое руководство - с чего начинать мастер-план:

1. Вовлечь губернатора

Важна вовлеченность именно губернатора, а не только его первого заместителя или отраслевого советника. Губернатору придется лично взаимодействовать с Правительством и институтами развития – он должен быть погружен в детали мастер-плана. Поскольку во многих регионах у нас выборы или перевыборы - можно вести речь о ВРИО или о будущем губернаторе. Также отмечу, что наиболее успешные мастер-планы - это прежде всего политические проекты. Так что кандидату на переизбрание есть о чем задуматься.

Взгляд на проблематику мастер-планирования
Взгляд на проблематику мастер-планирования

2. Создать офис, найти лидера, сформировать команду

Лидер, оргструктура, команда – должны появиться ДО начала разработки технического задания, тем более – до начала работы над мастер-планом, а не по его итогу. Лидер должен воспринимать мастер-план как свой карьерный шанс, а не просто одно из рядовых поручений начальства, структура по возможности, должна быть вне административной системы управления, что обеспечит ее гибкость, свободу решений и финансирования.

3. Определить территорию

В Мастер-плане желательно всегда рассматривать агломерацию включая территории, примыкающие к центральному городу. Замыкаться в случайно проведенных административных границах одного городского округа - большая ошибка. А значит любой мастер-план - это межмуниципальный проект. В процессе разработки мастер-плана наспех выбранные территории всегда меняются. Дискуссии о территории разработки/агломерации – одна из первых рабочих задачек для команды мастер-плана по тим-билдингу и налаживанию межмуницпального рабочего взаимодействия.

Взгляд на проблематику мастер-планирования. Вот это предложение не сработает. Потому что не получается стратегический документ в этом случае.
Взгляд на проблематику мастер-планирования. Вот это предложение не сработает. Потому что не получается стратегический документ в этом случае.

4. Подготовить исходные данные

Исходные данные всегда вызывают массу проблем – даже если они предоставляются четко и в нужные сроки по указанию с самого верха. Всегда есть нестыковки, разночтения, парадоксальные ошибки и недостоверные источники. Задача для команды №2 – подготовить, оформить, почистить данные. Определить, чего не хватает и, возможно, ЗАРАНЕЕ организовать дополнительный сбор или уточнение отдельных блоков исходной информации.

5. Обучить команду и вовлеченных чиновников

Конечно эта задачка должна была быть первой по порядку. Практика разработки мастер-планов ДФО и Арктических мастер-планов показывает, что проектная работа проходит одновременно с обучением административных команд. Прекрасно, если в команде будет один или два человека, проходившие обучение в Сколково в 20-21 годах по программе 100 крупнейших городов. Но тогда через программу прошло довольно мало людей, не были вовлечены чиновники пригородных администраций агломерации, много чиновников сменило работу. При удачном стечении обстоятельств на стороне региона/города оказываются пытливые обучаемые люди, но все равно этот процесс требует дополнительных усилий и времени. И замедляет саму разработку.

Необходимо организовать хотя бы небольшие курсы с выездом на место для формирования команды чиновников из разных департаментов. Дистанционное сидение перед экраном монитора и прослушивание лекций уже не так результативно.

Пошла жара! ДОМ.РФ начал выбирать 200 спартанцев, То есть кандидатов на омастерпланиревание
Пошла жара! ДОМ.РФ начал выбирать 200 спартанцев, То есть кандидатов на омастерпланиревание

6. Написать техническое задание (ТЗ)

6. Писать ТЗ необходимо самостоятельно а не отдавать на откуп разработчикам. Никаких «типовых ТЗ» - это одно из самых больших зол последних лет – все работают по одинаковому ТЗ не прилагая интеллектуальных усилий даже чтобы адаптировать его под свои проблемы и задачи. Подготовка ТЗ – отдельная большая и небыстрая работа нескольких департаментов. Ведь в правильной постановке вопроса содержится половина ответа.

7. Определить, что будет с мастер-планом после его завершения

Как город или регион присвоят мастер-план? Просто положат толстые книги на дальнюю полку? Утвердят или одобрят отдельным постановлением? Я знаю всего 3 примера утверждения/одобрения мастер-плана целиком. И несколько примеров, когда совсем незначительная часть работы входит либо в стратегию развития, либо в долгосрочный план развития как это сделано для агломераций ДФО. Зачем в таком случае делать тысячи страниц текста и море расчетов? Если в сухом остатке – 20 планируемых объектов и 8 показателей?

Там был еще один слайд - с 25 первоочередными городами, которым, вероятно, достанется финансирование уже в этом году. Интересно - вашему городу повезет?
Там был еще один слайд - с 25 первоочередными городами, которым, вероятно, достанется финансирование уже в этом году. Интересно - вашему городу повезет?

8. Подготовить шорт-лист проектов

8. Сегодня мастер-план – это более чем на 50% - перечень разных проектов развития. Под которые, в частности, привлекается и федеральное финансирование – что зачастую составляет основной смысл мастер-плана. Список проектов надо начинать обсуждать даже раньше, чем задумываться о написании ТЗ – это городские/агломерационные проекты – их выбор нельзя доверять проектировщику, а их проработка сегодня занимает значительно более 50% времени работы над мастер-планом, отодвигая на дальний план такие важные вещи как принципы развития, видение, приоритеты и альтернативные сценарии. По мере работы над проектами сформируется в том числе и пул заинтересованных граждан и предпринимателей, которые впоследствии станут проводниками идей мастер-планирования на земле.

9. Организовать и наполнить внебюджетный Фонд

Красивая идея - это очень важно, но не менее важен и полный кошелек… Его надо организовать и начать наполнять. Конечно, реализация мастер-плана предполагает различные источники, в том числе федеральный бюджет, региональный, деньги естественных монополий и самых разных инвесторов. Но для оперативного финансирования многих организационных вопросов нужно иметь удобный источник быстрых – может и не очень больших денег. По крайней мере все более или менее живые мастер-планы не обходились без специализированных фондов.

Организационная схема мастер-планирования, которая родилась на хакатоне. Одна из возможных организационных схем и наиболее желаемая с точки зрения автора. Но вполне возможно что реализуется другой вариант.
Организационная схема мастер-планирования, которая родилась на хакатоне. Одна из возможных организационных схем и наиболее желаемая с точки зрения автора. Но вполне возможно что реализуется другой вариант.

10. Подготовить общественность

Мы декларируем, что мастер-план – это общественный договор. А вы уже знакомы со своей общественностью? С городскими урбанистами? Знаете лидеров? Блогеров? Маргиналов? Влиятельные сообщества? Пробовали с ними сварить котелок каши? Собираетесь их покупать, дрессировать или спорить, ругаться и договариваться? Об этом пора задуматься заранее, а не за 2 недели до первой стратсессии. Тем более, общественное участие хорошо бы не ограничивать стратегическими сессиями в первый месяц работы.

Есть мнение, что работа над парой десятков мастер-планов начнется уже этой осенью. По крайней мере, ДОМ.рф выбирает кандидатов и точно готовит какое-то финансирование. Будут и инициативные мастер-планы, опирающиеся на небюджетное финансирование.

Значит пора сделать хотя бы несколько из описанных выше шагов уже летом. Как это сделать? Пишите вопросы здесь в комментариях или на почту alexfusion@rambler.ru.

Большинство иллюстраций взяты из докладов на форуме Высоковского во ВШЭ, если не указано иное. Слайды были просто пересняты с экрана.