Найти тему
МК в Бурятии

Один из лучших жокеев в Бурятии признался, что хотел уехать на запад

Конные скачки — это не только лошади и коневладельцы. Это еще и жокеи. Не те дети, которые могут уйти из спорта после того, как вырастут. А те, кто посвящает жизнь любимому делу и завоевывает награды благодаря опыту и мастерству.

  Анна Арапова
Анна Арапова

На прошедших 25 мая республиканских скачках «Мори Урилдаан» снова отличился один из самых известных жокеев республики Бато Марбаев. Он участвовал в пяти заездах, три раза занял первое место и один раз – второе. «МК в Бурятии» поинтересовался, сколько у него наград и готов ли он основать школу жокеев в республике.

    Фото: конный фотограф Соня Янковская
Фото: конный фотограф Соня Янковская

Фото: конный фотограф Соня Янковская

Прошедшие в эти выходные на Республиканском ипподроме конные скачки собрали около 2 тысяч зрителей. Народ искренне радовался возвращению скачек на ипподром Верхней Березовки, трибуны гудели, атмосфера была радостно возбужденной и по настоящему праздничной, почти как в те годы, когда там проводился «Наадан-Сурхарбаан».

Этот праздник подарили всем любителям конных скачек федерация «Мори Урилдаан», коневладельцы, жокеи и жители республики – любители этого национального вида спорта и, конечно, спонсоры сос­тязаний. Напомним, общий призовой фонд составил 1 млн рублей, победители каждой дистанции (а их было 8) получили приз – мотоцикл «Минск». Занявшие вторые и третьи места получили денежные призы, также были специальные призы.

Обычно призы за первые, вторые и третьи места делятся между владельцем лошади, выигравшей заезд, и жокеем в процентном соотношении 90 на 10. Но иногда бывают и другие договоренности. Успешные жокеи, которые имеют безупречную репутацию и большое количество побед, получают больше, чем 10%. Бато Марбаев, занявший призовые места этого чемпионата на четырех дистанциях, относится как раз к таким – опытный жокей с отличной репутацией за свои победы получает больше, чем другие.

Бато Марбаев родился в селе Ульдурга Еравнинского района. Это то самое село, где люди издавна разводят лошадей и даже занимаются выведением новых пород. «Праздник тысячи лошадей» тоже проводится в этом селе, что неудивительно – СПК «Ульдурга» имеет статус первого племенного хозяйства в Бурятии. Поэтому неудивительно, что мальчик, рожденный в этом селе, связал жизнь с лошадьми, а когда вырос, стал настоящим профессионалом.

Мы встретились с Бато в конюшнях ипподрома, где он отдыхал после заездов и присматривал за подопечными. Ему 24 года, он смугл, спокоен и немногословен, как и большинство бурят. Отвечая на вопросы, щурится из-за слишком яркого после темных конюшен солнца, роняет, тщательно взвешивая, скупые фразы.

– Все началось с любви к лошадям. Я с самого детства в седле. С 13 лет начал выступать как жокей на скачках, – говорит Бато.

Сейчас он работает у Аюра Сампилова (президент федерации конных скачек «Мори Урилдаан») в селе Усть-Орот Кижингинского района. Говорит, что выигрывал много скачек и даже их не считал.

Его подопечные – лошади коневладельца Аюра Сампилова, и, конечно, на скачках в первую очередь он выступает на них. Однако если в заезде они не участвуют, он может принять приглашение выступить жокеем на другой лошади.

На вопрос, получает ли он больше остальных жокеев благодаря опыту и умениям, скромничает, вопрошая: «Ну почему?», но при этом соглашается, что он единственный, кто участвовал в пяти заездах этих скачек. По-партизански молчит, когда я спрашиваю о секретах мастерства, а на вопрос, есть ли разница между своей и чужой лошадью, выдавил из себя: «Бывает».

После еще пары попыток выпытать жокейские тайны, перехожу на смешанный русско-бурятский – вызываю у него смех, и дальше разговор становится проще. Интересуюсь наградами и их количеством.

– Трофеев много, я не считал. Если за пять лет посчитать – очень много. Вот, примерно, как эта стена (фасад конюшни – более 5 метров в ширину) – она вся заполнена наградами. Некоторые награды в шкафу лежат, уже не помещаются на стене, – улыбается Бато.

Он участвует практически во всех скачках, которые проводятся в республике и соседних регионах. На многих из них завоевывает призовые места.

– Во всех республиканских скачках участвую, также в Забайкальском крае и Иркутской области. В этом году, наверное, чаще в Забайкалье будем выезжать. В прошлом году в Чите не было скачек, только в Агинске. Обязательно ездим на скачки Алтарганы. В прошлый раз на Тореодоре (лошадь Аюра Сампилова, многократный победитель республиканских и межрегиональных скачек) занял призовое место.

Успешные жокеи на западе России, где развита скаковая индустрия и регулярно проходят скачки, получают 100–500 тысяч рублей за первый приз, в зависимости от суммы призового фонда. Эти суммы, конечно, больше, чем во многих других регионах, включая Бурятию. Да и скачек за сезон тоже проводится гораздо больше.

– Чтобы зарабатывать в этой профессии, надо, наверное, дальше ехать, на запад, – говорит он и отмечает: – Там есть школы жокеев, выдаются «корочки».

После получения «корочки» можно ехать работать и за рубежом, было бы желание. У Бато такое желание было, но то одно, то другое «не получается». А о том, чтобы самому заняться в Бурятии обучением жокеев, он пока не думал. Хотя соглашается, что после возрождения конных скачек и их проведения на регулярной основе потребность в опытных и умелых жокеях возрастет. Сейчас, конечно, рано говорить о реальном создании республиканской школы жокеев, но задуматься об этом – самое время.

Бато женат, у него двое детей. Старшему всего 4 года, но когда сын подрастет, Бато обязательно передаст ему секреты мас­терства.

Автор: Татьяна Олзоева