Найти тему
Георгий НИК

ТГК Прогресс как регулятор станции.

"Прогресс МС" - российский автоматический транспортный космический корабль. Входит в семейство транспортно-грузовых кораблей (ТГК) "Прогресс", которые создавались специально для обслуживания орбитальных станций. Можно даже сказать. Это грузовая спецмашина. Первый запуск грузового корабля "Прогресс" произошел в 1978 году. Да. Да. Полвека. "Прогресс" бороздит низкую околоземную орбиту. И используется для снабжения Международной космической станции (МКС). Также "Прогресс" используется для корректировки орбиты МКС.

Условные сокращения:

ТГК -Транспортно-Грузовой Корабль

ГКМ -Грузовой корабль Модуль

МКС - международная космическая станция

КОС -космическая орбитальная станция

ДОС -долговременная орбитальная станция

ОКД-Отсек компонентов дозаправки

ПАО-Приборно-агрегатный отсек

ЗЭМ -Завод Экспериментального Машиностроения

МС - модернизированные системы

М-УМ - модернизированный узлового модуля

ССВП -Система стыковки и внутреннего перехода(Docking and internal transfer system)

На Заводе Экспериментального Машиностроения (ЗЭМ) РКК "Энергия" производятся многие элементы российского сегмента МКС в том числе и ТГК Прогресс. Приставка МС обозначает Модернизированные Системы. Каждый корабль серии МС уникален. Да. Внешне они за 50 лет не поменялись. Но внутренне испытывается и модернизируются все системы этого корабля.

Рис. 1. Вакуумные испытания ТГК Прогресс МС-25.
Рис. 1. Вакуумные испытания ТГК Прогресс МС-25.

Известно, что на основании ТГК, то есть на производственной базе Транспортно-Грузового Корабля изготавливаются Грузовые корабли Модули. Или проще говоря ГКМы . Такие как Прогресс М-УМ (для доставки узловых модулей к МКС) или даже Прогресс М-CO (для доставки стыковочных отсеков к МКС) . Это можно посмотреть в соответствующих источниках. Но хочу обратить внимание читателей, что разработана целая интегрированная серия этих машин для обслуживания и строительства космических орбитальных станций (КОС). Приведем пока схему ТГК Прогресс и его частей.

Рис. 2. Схема основных частей ТГК Прогресс. Снизу представлена пластик модель ТГК.
Рис. 2. Схема основных частей ТГК Прогресс. Снизу представлена пластик модель ТГК.

Основное конструктивное отличие ТГК Прогресс МС от ПТК Союз МС в том, что вместо герметичного аэродинамического пилотируемого модуля в средней секции как у Союза у Прогресса в этой части используется негерметичный отсек компонентов дозаправки (ОКД) станции. То есть баков с магистралями, подключенными к системе грузового отсека (ГО). Смотрите рисунок 2 вверху. На 3D-разрезе в дальней части внутри грузовой секции показаны присоединительные элементы подключения систем для заправки станции. На МКС примерно 79% азота и 21% кислорода, а также совсем немного углекислого газа и паров воды. 79% азота в атмосфере это внушительная цифра. Азот-это основной компонент воздушной среды станции для создания нормального атмосферного давления 101.3 кПа, приемлего для работы мозга человека.

Рис. 3. Основные размеры и отсеки ТГК Прогресс. Как регулятора станции.
Рис. 3. Основные размеры и отсеки ТГК Прогресс. Как регулятора станции.

Азот (как газ для создания давления) практически нейтрален, в крови его может быть растворено до литра и он не используется, поэтому газообмен азота почти не идёт. Т. е. азот лёгкими качается в холостую. Но он нужен как наполнитель воздуха для разбавления кислорода, который токсичен в больших концентрациях. Поэтому связка в атмосфере азота-кислорода-углекислого газа всегда существовала в модулях любых обитаемых космических станций, доставляемых с Земли. Так как сама Земля наполнена этими газами. Главная проблема - это утечки и регуляция этих компонентов в вакууме космоса.

Главные проблемы для человека и связки азота-кислород-углекислый газ в космических станциях :

1) Понижение давления этих компонентов. Утечки вещества в вакуум космоса.

2) Изменение соотношения больше углекислого газа и меньше кислорода.

Возникает в 2 случаях:

  • Кислород находится в неправильном соотношении и не восполняется.
  • Люди и вдыхают больше кислорода, и выдыхают больше углекислого газа.

3) Больше азота при правильном соотношении кислород-углекислый газ.

В российском сегменте МКС. За поддержание выработки 21% кислорода на космической станции отвечает российская система «Электрон-ВМ», разработанная «НИИхиммаш». Система работает просто: в специальную емкость поступает вода, через нее пропускается электрический ток и в результате жидкость распадается на молекулы кислорода и водорода. Чтобы обеспечить одного человека суточной дозой кислорода, требуется около 1 литра воды.

Атмосфера МКС подвергается очистке системой "Воздух". Выработанный углекислый газ выбрасывается за борт.

Источники:

1) Грузовой корабль «Прогресс МС-27» стартовал к МКС

2) Транспортный грузовой корабль «Прогресс» Особенности.