Найти тему
Реплика от скептика

Гельфанд, М. За закрытыми дверями. – М.: АСТ, 2022

Фотография автора
Фотография автора

Майя Гельфанд родилась в Казахстане, в 2001 году переехала в Израиль, закончила Тель-Авивский университет и стала писать книги в жанре семейных саг. Сейчас у неё издано три романа. Пишет она на русском языке.

Роман Майи Гельфанд «За закрытыми дверями» рассказывает совершенно обычную историю одной семьи, начиная с 30-х годов ХХ века до наших дней. Главный герой романа – Леонид, чью жизнь мы видим от самого его рождения до конца.
Его растили мама и бабушка – так получилось. Родился он в еврейской семье в Ташкенте (здесь я сразу увидела перекличку с Диной Рубиной, но по стилю сам роман больше напомнил мне произведения Маргариты Хемлин – коротко, но очень ёмко).

В семье, состоящей только из женщин, нередко бывает так, что мальчик становится центром жизни, центром вселенной. Примерно так вышло и в описываемой семье. Мама Леонида, Леночка, правда, пыталась как-то быть с сыном построже, но бабушка – Мусечка, Мария Иосифовна, любила внука безгранично и не позволяла дочери ни в малейшей мере посягать на свободу личности Леонида.
В принципе, вырос он неплохим человеком. Талантлив, артистичен, он и стал актёром, любимцем женщин. Но, как ни странно, первые его влюблённости окончились ничем, замуж за него его избранницы не стремились. Может, это так повлияло на мальчика, что пошёл он, что называется, вразнос, и стал относиться к женщинам как к расходному материалу. А когда пришла пора создавать семью, то не он выбрал себе жену, а она выбрала его, а он согласился. Без большой любви, но так уж получилось.

Наталья стала Леониду отличной женой, хоть и невзлюбили её мама и бабушка мужа. За что невзлюбили? Да ни за что! Обе понимали, что Леониду пора жениться, обе видели, что Наталья любит их сына-внука, но так уж, видимо, было принято в их кругах, считать, что невестка недостойна их принца.
А Наталья всё терпела. Воспитана была так, да и любила Леонида. Он же позволял себе всё, что ему хотелось. Артист, творческая натура, командировки, партнёрши, музы… Он совершенно спокойно врал Наталье, заводил любовниц, изменял ей, а потом возвращался домой. К хорошей еде, чистым рубашкам, к привычному спокойствию.

Но однажды, будучи уже далеко не молодым, влюбился Леонид всерьёз. Сонечка была совсем непохожа на Наталью. Наталья – она такая серая мышь. Да и постарела уже, неинтересна Леониду стала. А он же человек творческий, ему для вдохновения нужны эмоции. А Сонечка – это женщина-праздник. Молодая, красивая, раскованная, непредсказуемая…

Я понимаю, что для вдохновения творческим людям нужен всплеск эмоций, но я не понимаю, почему большинство считает, что этот всплеск эмоций должен быть связан именно с влюблённостью. Ну да ладно, это лишь мои мысли.

Леонид эгоистично видел ситуацию только со своей точки зрения. А Сонечка, хоть и была женщиной-праздником, банально хотела замуж. И когда она в очередной раз сказала об этом Леониду, он ответил, что его всё устраивает и так: всплеск эмоций с женщиной-праздником и возвращение в уютный дом к предсказуемой надёжной жене. А то, что такая ситуация не устраивает ни одну из женщин, Леонида не заботило ничуть.

И что в итоге? А в итоге всё предсказуемо. Леонид не учёл не только того, что Сонечка хотела замуж, он не учёл ещё и того, что его собственная молодость уже кончилась, и жить пора аккуратнее, пора уже поменьше увлекаться «праздниками». Организм, он, знаете ли, тоже изнашивается. И бывает так, что не всегда - раз – и помер! А бывает ещё и так, что ноги-руки отказывают, а сердце продолжает стучать. И кто тогда будет ухаживать за немощным инвалидом? Женщина-праздник, которая и не жена вовсе, или всё же старая, нелюбимая, предсказуемая, скучная, но верная жена?
Об этом Леонид подумать просто не успел.

История совершенно обыкновенная. Но мне этот роман показался романом о старости. Нет, пожалуй, даже не так. Романом о старении. Герои и героини романа так быстро прожили свои жизни, что не успели даже осознать, как они постарели. Вот же, только-только были они молоденькими девушками, юношами, мечтали о будущем, ждали, что вот-вот она начнётся, настоящая взрослая жизнь, как вдруг, проснувшись однажды утром, неожиданно понимали, что уже ничего не начнётся, потому что уже начало кончаться…

«Вот она жизнь, - продолжала рассуждать Леночка, - молодость прошла, даже не задержавшись. А старость подкралась подло, исподтишка и обрушилась с равнодушной жестокостью».

Роман о мимолётности жизни, с которой мы ничего сделать не можем.

Роман написан очень просто: каждая глава названа именем персонажа, о котором будет идти речь. Мы видим персонажей в разных временах и местах: тут и военное, и послевоенное время, и наши дни. Тут и многонациональный Ташкент, и благополучный Израиль. А ещё меня впечатлила пронзительная история о двух друзьях – Леониде и Анатолии. Как подлый поступок Леонида много лет спустя прилетел к нему бумерангом.

Несколько простых, но очень верных, жизненных цитат.

«Нет ничего печальнее, чем сбывшаяся мечта».

«Она так долго мечтала о свободе, о жизни только для себя и только в своё удовольствие, что когда эта жизнь наконец началась, то выяснилось, что никаких удовольствий-то и нет».

«У советского человека есть две проблемы: мало денег и отсутствие чувства собственного достоинства».
Фотография автора
Фотография автора

Спасибо, что дочитали до конца! Буду рада откликам! Приглашаю подписаться на мой канал!