Найти в Дзене
Сочиняшка | ОГЭ | ЕГЭ

ЕГЭ-2024. Разбор текста В.Г. Распутина и сочинение «Всё чаще Иван Петрович стал раздумывать...»

Оглавление

По ощущениям выпускников, этот текст — один из самых непростых. Давайте разбираться: в этой статье выложу тот вариант, который нашла на просторах сети, примерные формулировки проблем и варианты рассуждения. Приступим!

Исходный текст (примерный)

(1)Всё чаще Иван Петрович стал дотошно раздумывать: что надо человеку, чтобы жить спокойно? (2)Если есть у него работа, на которую он не смотрит как на каторгу, и семья, к которой его тянет, то что ещё требуется ему для счастья? 

(3)Да, он работник, он за собой это знает, и с той высоты, на которую он взмывает в работе, жизнь видится надёжней всего. (4)Не рубли его подстёгивают, заставляя перегружать вездеход и выкраивать лишний рейс, а сама работа, берущая единым охватом сотни людей. (5)В работе он не помнит, что это километры, кубометры и рубли, он возносился над ними в какую-то иную высь, где нет никакой бухгалтерии, а есть лишь движение, ритм и празднество. (6)Там он постоянно двигается попутно, а потому двигаться легко. 

(7)Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом. (26)И все четыре одна важней другой. (8)Захромает какая — весь свет внаклон.(9)Это только в детских глазах мир выглядит как чудесный подарок, сияющий солнцем и наполненный людским доброжелательством. (10)Чем дальше от рождения, тем больше поднимающееся солнце высвечивает его расстроенность и разнобой. (11)В младых летах Иван Петровичу казалось, что это недостроенность, незаконченность в долгой и тяжелой работе, требующей продолжения, но затем стало видно, что, не будучи достроенным, он расшатался и на старых основаниях, а люди торопливо возводят все новые и новые, раскачивающиеся на незакрепленных низах.

(12)Ни в какие времена люди не приближались, вероятно, к подавляющей добросклонности, и всегда на одного склонного приходилось двое-трое уклонных. (13)Но добро и зло отличались, имели собственный чёткий образ. (14)Не говорили: зло — это обратная сторона добра с тем же самым лицом, косящим не вправо, а влево, а считалось, что зло — это ещё не обращённая, вроде язычества, в лучшую нравственную религию сила, делающая дурно от своей неразвитой звериной натуры, которая не понимает, что она делает дурно. (15)Если бы удалось между добром и злом провести черту, то вышло бы, что часть людей эту черту переступила, а часть ещё нет, но все направлены в одну сторону — к добру. (16)И с каждым поколением число переступивших увеличивается.  

(17)Что затем произошло, понять нельзя. (18)Кто напугал их, уже переступивших черту и вкусивших добра, почему они повернули назад? (19)Не сразу и не валом, но повернули. (20)Движение через черту делалось двусторонним, люди принялись прогуливаться туда и обратно, по-приятельски пристраиваясь то к одной компании, то к другой, и растёрли, затоптали разделяющую границу. (21)Добро и зло перемешались. (22)Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло — в силу.  

(23)Что такое теперь хороший или плохой человек? (24)А ничего. (25)Устаревшие слова, оставшиеся в языке как воспоминание о дедовских временах, когда с простотой и наивностью человека оценивали по его душевным жестам, по способности или неспособности чувствовать, как собственное, чужое страдание. (26)В житейской же практике уже тот ныне хороший человек, кто не делает зла, кто без спросу ни во что не вмешивается и ничему не мешает. (27)Не естественная склонность к добру стала мерилом хорошего человека, а избранное удобное положение между добром и злом, постоянная и уравновешенная температура души. (28)Что прежде творилось по неразумению, сделалось искусом просвещённого ума.

(29)Так вот, о достатке. (30)Есть достаток, и даже не маленький, а все не живется человеку с уверенностью ни в сегодняшнем, ни в завтрашнем дне, все словно бы бьет его озноб, и озирается он беспокойно по сторонам. (31)Не весь, стало быть, достаток, чего-то недостает. (32)Себя, что ли, недостает — каким мог он быть при лучшем исходе, и эта разница между тем, чем стал человек и чем мог он быть, взыскивает с него за каждый шаг отклонения.

(33)В долгих и обрывистых раздумьях перебирая жизнь во всём её распахе и обороте, пришёл Иван Петрович к одному итогу: чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома. (34)Вот: дома. (35)Поперед всего — дома, а не на постое, в себе, в своем собственном внутреннем хозяйстве, где все имеет определенное, издавна заведенное место и службу. (36)Затем дома — в избе, на квартире, откуда с одной стороны уходишь на работу, и с другой — в себя. (37)И дома – на родной земле.

(38)И нигде не получалось у него быть дома. (39)На земле — что не затоплено, то опорожнено лесозаготовками, и ни заботы этой земле, ни привета. (40)В себе полный тарарам, как на разбитом и переворошенном возу. (41)А коль нет приюта ни там, ни там, не будет его, как ни старайся, и посредине.

(По В.Г. Распутину*)

* Валентин Григорьевич Распутин (1937-2015) — русский писатель, публицист, общественный деятель, один из наиболее значительных представителей «деревенской прозы».

Возможные проблемы

1️⃣ О ДОБРЕ И ЗЛЕ

  • Что значит быть добрым человеком? Какого человека можно назвать добрым?

Примеры: Сейчас хорошим и добрым человеком считают того, кто ни во что не вмешивается, равнодушен, занимает удобное положение между добром и злом (1 пример) + На самом деле добр и хорош тот, кто милосерден к другим, способен почувствовать чужое страдание, имеет совесть стремится стать лучше (2 пример) = противопоставление

Позиция автора: Добрым человека делает наличие совести: это «разница между тем, чем стал человек и чем мог он быть, взыскивает с него за каждый шаг отклонения».

  • Возможна ли общая "добросклонность"? Может ли всё человечество стать добрым и жить в гармонии?

Примеры: Раньше — чёткие представления о добре и зле (1 пример) + Сейчас — добро и зло превратились в устаревшие слова, нет сочувствия, равнодушие и невмешательство (2 пример) = сопоставление, сравнение

Позиция автора: «Ни в какие времена люди не приближались, вероятно, к подавляющей добросклонности...». Всеобщей гармонии не было раньше и нет сейчас, но человеку нужно стремиться менять мир к лучшему.

  • Как менялись со временем представления людей о добре и зле?

Примеры: Раньше — чёткие представления о добре и зле (1 пример) + Сейчас — добро и зло превратились в устаревшие слова, нет сочувствия, равнодушие и невмешательство (2 пример) = сопоставление, сравнение ИЛИ противопоставление

Позиция автора: В век развития технологий нельзя забывать о нравственности и доброте. Человек должен стремиться к духовному совершенствованию, чутко относиться к ближним, отзываться на чужие страдания.

2️⃣ О РАБОТЕ

  • Какова роль труда в жизни человека?

Примеры: Работа вдохновляет героя тем, что она берёт «единым охватом сотни людей», дарит чувство удовлетворения (пример 1) + С работой «жизнь видится надежней всего», труд является опорой человека в жизни (пример 2) = дополнение

Позиция автора: В работе человек возносится «в какую-то иную высь, где нет никакой бухгалтерии, а есть лишь движение, ритм и празднество», «душа его выструнивается и начинает раскрыто и вольно звучать».

3️⃣ О ДОСТАТКЕ

  • Могут ли деньги сделать человека счастливым? Как следует относиться к деньгам, достатку?

Примеры: Достаток надобен (пример 1) + Не ради достатка работает Иван Петрович, есть вещи поважнее (пример 2) = уступка ИЛИ противопоставление

Позиция автора: «Не только во имя его превосходительства брюха делается работа».

4️⃣ О СЧАСТЬЕ

  • Что нужно человеку, чтобы жить спокойно и счастливо?

Примеры: Душа Ивана Петровича «его выструнивается и начинает раскрыто и вольно звучать» благодаря труду (пример 1) + Герой радуется чувству дома, «где все имеет определенное, издавна заведенное место и службу» (пример 2) = дополнение

Позиция автора: «Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьей, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

ИЛИ

Примеры: «Есть у него работа, на которую он не смотрит как на каторгу, и семья, к которой его тянет, — что требуется ещё?» У героя всё есть (пример 1) + «Не живется человеку с уверенностью ни в сегодняшнем, ни в завтрашнем дне, все словно бы бьет его озноб, и озирается он беспокойно по сторонам» (пример 2) = уступка: несмотря на достаток и благополучие, герой не чувствует себя счастливым

Позиция автора: для счастья человеку необходимо стремиться к духовным ценностям, а не материальным. Внешний достаток не сможет восполнить внутреннюю пустоту.

Сочинение о счастье (дополнение)

Что нужно человеку для счастья? Над этим философским вопросом задумывается В.Г. Распутин в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателей к проблеме, автор знакомит нас с Иваном Петровичем, трудолюбивым человеком. У героя есть «работа, на которую он не смотрит как на каторгу». Более того, Ивану Петровичу важен не заработок, а «сама работа, берущая единым охватом сотни людей». Мы понимаем, что труд занимает особое место в жизни героя: дело, которому он отдаёт силы, нравится ему, приносит удовлетворение, является опорой.

Далее автор говорит о том, что не менее важным для Ивана Петровича является родной дом. Герой приходит к следующему выводу: «чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть дома». Именно родные стены являются для него местом, «откуда с одной стороны уходишь на работу, и с другой — в себя», и так же нужно человеку оставаться на земле, где родился и вырос. Читателю становится ясно, насколько велика ценность родины в душе Ивана Петровича. Свой дом и земля помогают ему обрести уверенность и покой.

Второй пример дополняет первый: опорой в жизни, приносящей чувство надёжности и спокойствия, является не только любимое дело, которым человек занимается не ради денег, но и нахождение на родной земле, в собственном доме, рядом с близкими людьми.

Валентин Григорьевич Распутин убеждён в том, что «дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом» — это самые главные опоры в жизни человека, и каждая из них необходима для спокойствия и счастья.

Трудно не согласиться с мнением автора. Я думаю, счастье можно обрести лишь тогда, когда жизнь имеет смысл, а для этого у человека должно быть любимое дело, приносящее пользу и окружающим, и ему самому. Подтверждение этой мысли можно найти в рассказе А.С. Грина «Зелёная лампа». Джон Ив, главный герой произведения, сумел преодолеть невзгоды, выбраться из нищеты благодаря желанию стать врачом. Важная работа помогает ему найти смысл жизни, почувствовать счастье и удовлетворение.

Таким образом, несмотря на то что все люди разные и у каждого из нас свои представления о счастье, всё же самыми главными его составляющими являются осмысленный труд ради высшей цели и любовь к родному дому.

Сочинение о доброте (противопоставление)

Какого человека можно назвать по-настоящему добрым? Над этим вопросом задумывается Валентин Григорьевич Распутин в предложенном для анализа тексте.

Чтобы привлечь внимание читателя к поставленной проблеме, автор рассказывает об Иване Петровиче, простом работнике. Бескорыстный герой живёт в обществе, где все люди находятся в «переходном» состоянии между добром и злом. Из-за постоянного двустороннего движения грань между этими понятиями почти стёрлась. Понятие «хороший человек» теперь означает лишь невмешательство в чужую жизнь. Мы понимаем, что во времена Ивана Петровича «добро и зло перемешались», поэтому его современников нельзя назвать действительно добрыми.

Далее автор говорит о «дедовских временах», в которые доброту человека оценивали по его состоянию души, умению сострадать окружающим. Раньше каждый стремился к добру, старался не переступать грань и не переходить на сторону зла. Читателю становится ясно: в прошлом люди были более совестливыми и менее эгоистичными, опасались нарушить заповеди и очернить себя злыми поступками.

Второй пример противопоставлен первому: сейчас представления о добре и зле размыты, человек может спокойно переступить грань между ними ради собственной выгоды; в прошлом же чёткая черта между добром и злом не позволяла людям совершать плохие поступки, не раскаиваясь в них.

Валентин Григорьевич Распутин убеждён: по-настоящему добрый человек обладает нравственными ориентирами, потому он относится к окружающим с заботой, может прочувствовать как собственное, так и чужое горе.

Я полностью разделяю мнение автора и считаю, что действительно добрый человек отличается стремлением к свету и правде, а его совесть не позволяет думать лишь о самом себе и оставаться равнодушным при виде чужого горя. Чтобы подтвердить эту мысль, хочу вспомнить роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Маргарита переживала невыносимую разлуку с любимым человеком и была готова сделать всё, чтобы с ним воссоединиться. Героиня заключает сделку с Воландом: выдержав роль королевы бала сатаны, она сможет просить об исполнении заветного желания. Но по окончании этого тяжелого испытания Маргарита в первую очередь подумала не о себе. Она попросила закончить мучения несчастной Фриды, которой каждый день приносили платок в память об умершем ребёнке. Даже Воланд был удивлён добротой и самоотверженностью Маргариты, и женщина смогла осуществить обе просьбы: избавить Фриду от мук и снова встретиться с мастером.

Таким образом, истинная доброта заключается в отсутствии эгоизма и лицемерия.

Делитесь в комментариях, какие проблемы / примеры нашли вы! Постараюсь ответить каждому, кто сомневается 💟