Биография Ван Сина: предпринимателя, миллиардера, основателя экосистемы Meituan-Dianping
"Я предпочитаю смотреть в будущее и мне нравится создавать вещи.” (с) Ван Син
*Вы читаете материал, который выложен в нашем паблике в Gem Space. Подписывайтесь, чтобы узнать о великих визионерах, инвесторах, компаниях, проектах!*
Среди китайских миллениалов ходит шутка: “Meituan удобнее, чем мамина кухня”. Настолько часто молодежь пользуется одной из функций суперприложения – доставкой еды на дом или в офис. Но Meituan – далеко не только возможность в любое время суток заказать любимые блюда. По сути, это целая империя или экосистема, дающая возможность следовать определенному образу и стилю жизни – молодого, активного горожанина. Она удовлетворяет его основные запросы: питание, передвижение по городу, путешествия, покупки, развлечения. Создатель и владелец Meituan предприниматель Ван Син, начинавший, как и большинство IT-первопроходцев Поднебесной, с копирования и адаптации иностранных идей и потерпевший на этом пути несколько неудач, сумел создать компанию, рыночная капитализация которой оценивается в $56,4 млрд.
Легкий старт
"Хороший шахматист обычно знает и принимает тот факт, что он сам является шахматной фигурой в более крупной игре.” (с) Ван Син
Ван Син родился 18 февраля 1979 года в китайской провинции Фуцзянь в обеспеченной семье. Его отец, Ван Мяо, имел предпринимательский талант и даже в эпоху жесткой плановой экономики умудрялся неплохо и без последствий заработать. Он выращивал и продавал цветы, работал на сезонном строительстве, трудился на шахте и стал управляющим. Когда экономическая политика смягчилась, Ван Мяо весьма успешно занялся производством и продажей цемента, в 2003-м основав самую крупную в провинции цементную компанию.
Син с детства увлекался программированием и компьютерами. Собственный ПК, клон Apple II, у него появился уже в 1992-м году – подарили родители, до этого мальчик пытался собрать его сам. В то время интернет на большей части Китая был недоступен, однако Син накопил карманные деньги и приобрел модем, с помощью которого, в том числе, звонил и писал комментарии на электронных досках объявлений, только появившихся в Шеньчжене и Гуанчжоу. Одной из таких владел Ма Хуатэн, будущий основатель Tencent.
Быть как Цукерберг
“Компьютер – это и инструмент, и игрушка. Но иногда он может стать оружием." (с) Ван Син
Ван Син с отличием окончил общеобразовательную школу №1 города Лунъянь. В 1997-м юноша поступил в университет Цинхуа, который считается “китайским MIT”, на факультет электронной инженерии. В общежитии он делил комнату и ПК с другим студентом, Ван Хуэйвэнем, любителем компьютерных игр, в то время как Син предпочитал интернет-серфинг. Молодые люди крепко подружились, несмотря на то, что на какое-то время их пути разошлись, основывали стартапы и до сих пор работают вместе.
В 2001-м Син получил диплом бакалавра и отправился продолжать образование в аспирантуру университета штата Делавэр, США. Там он обратил внимание на социальную сеть Friendster и еще несколько похожих сайтов. Он быстро сделал вывод, что в специфических условиях интернета в Китае, то есть при отсутствии доступа в мировые социальные сети, аналогичная платформа будет очень востребована. Син принял решение прервать учебу и вернулся на родину, он намеревался создать успешную социальную сеть.
Ван пригласил участвовать университетского друга Хуэйвэня и бывшего одноклассника Лай Бина, уже опытного программиста. В 2004-м они запустили Duoduoyou (“Друзья в кармане”), социальную сеть для студентов китайских университетов. Дизайн платформы не понравился пользователям и идея не “взлетела”. Следующие полгода партнеры несколько раз меняли направление деятельности – искали удачную нишу, бросали один проект и начинали другой. В итоге в 2005-м они запустили Xiaonei (“Интранет”) – клон Facebook**.
Продукт понравился и быстро начал набирать популярность. Однако, это не избавило Сина от проблем. Он не умел работать с инвесторами. Когда им заинтересовалось китайское отделение Sequoia Capital, Ван не смог убедительно представить ни маркетинговую стратегию, ни бизнес-модель. Другой инвестор выразил сомнения, что стартапу необходим всего $1 млн и в конце концов отозвал письмо о намерениях. Через год работы, из-за сложностей с финансированием и ростом расходов, Ван решил продать Xiaonei компании Oak Pacific Interactive. Сумма сделки не разглашается.
По данным из разных источников, она колеблется от $4 до $22 млн. Но какова бы ни была цена, для покупателя сделка оказалась выгодной. Xiaonei была переименована в Renren (“Сеть для людей”), довольно долго удерживала пальму первенства среди университетских социальных сетей Китая, насчитывала десятки миллионов пользователей и в 2011-м оценивалась в $740 млн. Ее популярность угасла после того, как вообще аналогичные Facebook** сети перестали интересовать молодежь, и, соответственно, студентов.
Следующей попыткой Сина добиться успеха был запуск в 2007-м аналога Twitter под названием Fanfou. Это была первая в стране крупная платформа микроблогов, ориентированная на “белых воротничков”. На начало 2009-го он насчитывал приблизительно 1 млн пользователей и по распоряжению правительства КНР был на некоторое время закрыт из-за политического содержания.
А когда вновь заработал, то был уже неконкурентоспособен. Рынок заняли Sina Weibo и Tencent Weibo. Ван попробовал запустить еще несколько проектов и вновь потерпел неудачу. Кто-то другой на его месте отказался бы и пошел продавать, например, цемент. Но бизнесмен был уверен, что именно интернет изменит экономику навсегда и продолжал искать.
От купонов до экосистемы
"Для одинокой души работа – лучшее лекарство." (с) Ван Син
Ван Син извлек из неудач уроки, приобрел опыт в бизнесе и более глубокое понимание работы интернета. В 2010-м году он совершил еще одну попытку завоевать часть рынка и создал Meituan. Это аналог Groupon – платформы на которой люди объединялись, чтобы сделать покупки и получить хорошие скидки. Сама идея таких покупок лично ему очень нравилась и он считал ее перспективной. И не только он один. В 2011-м Alibaba инвестировала в стартап $550 млн, в раунде В.
Вскоре Син отметил рост заказов в сфере гостиничного бизнеса и доставки еды из ресторанов. В 2014-м он запустил направления бронирования отелей и заказа готовых блюд, полуфабрикатов или продуктов. Причем во главу угла была поставлена скорость доставки. Сейчас только логистикой по всей стране занимаются 10 тыс. сотрудников. Несмотря на огромное количество конкурентов (почти 5 тыс. компаний) за пять лет компания Вана сумела занять 62% рынка групповых покупок.
В том же 2015-м Meituan объединилась с платформой схожей направленности Dianping и представила помимо услуг обзоры и рейтинги ресторанов, отелей, организаций сферы услуг. В 2018-м компания Вана приобрела сервис проката велосипедов Mobike и вышла на рынок ценных бумаг на Гонконгской фондовой бирже с оценкой в $53 млрд. Состояние Ван Сина на тот момент насчитывало $4,1 млрд и он находился на 37-м месте в списке самых богатых предпринимателей КНР. К 2020-му Meituan контролировала 67,3 % китайского рынка доставки продуктов и еды.
В 2021 году, после окончания пандемии COVID-19, дела у компании, как и у остальных площадок онлайн-коммерции и доставки, пошли не так хорошо. Вслед за Alibaba, оштрафованной антимонопольной службой на $2,8 млрд, под прицел попала и Meituan, которой пришлось заплатить $530 млн. Давление усилилось после того, как Ван Син опубликовал на своей страничке в Fanfou, сети, которую он запустил в 2007-м и которая существует до сих пор как нишевая платформа, стихотворение, которому почти 1 тыс. лет. И дело не в факте публикации, так как Ван часто размещает стихи свои и чужие и любит обсуждать литературу и философию, а в содержании стихотворения.
В произведении, относящемся к эпохе династии Тан, говорится о практике первого императора Китая Цинь Шихуанди сжигать неугодную литературу и устраивать гонения на ученых. За публикацией последовал вызов бизнесмена для дачи объяснений, а акции компании в тот же день упали на 7,1%. В совокупности, проблемы с регулирующими органами обернулись, по данным делового портала CNBC, уменьшением стоимости компании почти на $39 млрд за двухнедельный период.
В 2023-м оценка Meituan упала еще ниже и фактически вернулась к уровню IPO 2018 года. Эксперты связывают такое резкое падение, в первую очередь, с кризисом в сфере доставки, а именно на нее опирается компания. Закончилась пандемия и открылись точки общественного питания, магазины. За этот период резко возросла конкуренция, и ещё на рынок доставки, как оказалось, сильно влияет погода, а в прошлом году в Поднебесной выдалась очень теплая осень и люди предпочитали сами ходить за покупками, есть не дома, а ходить в кафе.
Колебания очень резкие, но до краха империи Ван Сина, личное состояние которого на данный момент $10 млрд, еще далеко. Компания ищет новые рынки и распространила свою деятельность на Гонконг. Руководство использует искусственный интеллект, все возможности современного маркетинга и ведет переговоры о приобретении одного из крупнейших конкурентов – Delivery Hero с целью экспансии на другие рынки Юго-Восточной Азии. Аналитики полагают, что для Meituan на данный момент это самый действенный путь выхода из кризиса.
Семейная сага
На страницах своего микроблога Ван Син предстает перед друзьями и подписчиками как одинокий и печальный интеллектуал. Он любит цитировать Дж. Сэлинджера и Харуки Мураками, современных и древних поэтов (как известно, не всегда удачно), публиковать свои стихотворения. Но в жизни он совсем не одинок. С ним его давние друзья Ван Хуэйвэнь и Лай Бинь, которые по-прежнему входят в руководство Meituan, и супруга, Го Ван Хуай, с которой они вместе с 2007 года.
Пара познакомилась на работе. Ван взял выпускницу Пекинского университета в качестве программиста в свой проект Fanfou. В 2010-м они поженились. Вместе работали над запуском Meituan, и на протяжении всего пути компании Го Ван Хуай отвечает за маркетинг, связи с общественностью и, по словам Ван Сина, духовную поддержку его самого и команды.
История, обычная для большинства китайских предпринимателей в сфере IT, начинавших с копирования, продолжавших копировать и адаптировать чужие идеи для собственного рынка и постепенно выросших из клонов в самостоятельных гигантов. А если задуматься, каков мог еще быть путь, если многое уже придумано, но у вашей аудитории нет доступа к этим технологиям? Значит, надо создать собственные. Удивляет настойчивость Ван Сина, способность вырасти из просто парня, которому любопытно что-то сделать и непонятно как это что-то продать, в настоящего бизнесмена и одного из лидеров индустрии Китая.
** – запрещенная в РФ социальная сеть
Читайте также:
- Питер Андреас Тиль – самый противоречивый инвестор Кремниевой Долины
- Илон Маск: Я планирую полететь на Марс и сделать его своим домом
Спасибо за 👍👍👍 и подписку, заходите к нам ещё. А если вам нравится, что мы пишем – установите суперапп Gem Space, там еще много интересных каналов, которые ведут наши пользователи!