Найти в Дзене
❗это интересно❗

Батискаф «Титан» — причина трагедии, что произошло?

Оглавление

Приветствую, дорогие читатели!!!

Многие наверняка слышали об трагической судьбе батискафа «Титан», но что же произошло на самом деле, в чем причина трагедии, или это просто нелепая ошибка и конструктивный просчет? На все эти вопросы я отвечу в этой статье!

Батискаф «Титан» — это небольшое глубоководное судно, разработанное специально для того, чтобы исследовать обломки «Титаника», которые лежат на глубине почти 4000 метров. Многие говорят, что этот батискаф имел плохую конструкцию и систему безопасности и что все было сделано чуть ли не на коленках каким-то сумасшедшим миллиардером, но на самом деле это не совсем так, и сейчас я расскажу о батискафе более подробно.
Напомню, что батискаф «Титан» совершал погружение к знаменитому «Титанику», останки которого лежали на глубине 4000 метров. Но на глубине выше 3000 метров батискаф пропал. Позже его обломки нашлись в 200 метрах от «Титаника». Эксперты сошлись во мнении, что гибель всех членов экспедиции произошла в доли секунды и, скорее всего, была безболезненной. Они даже не успели понять, что происходит. В тот момент, когда батискаф перестал выходить на связь, огромное давление на глубине выше 3000 метров буквально сжало батискаф, как пустую банку газировки, и с научной точки зрения это называют имплозией, то есть взрывом, направленным внутрь.

Первое, что хочется отметить так это то, что судно было полностью электрическим и оно было специально разработано для того чтобы выдерживать давление воды более 4 000 метров. Вся система весила примерно 10 тонн, и в основном батискаф был сделан из двух компонентов. Основной элемент, самый большой в конструкции, был корпус, сделанный из углеродного волокна или углепластика. Его толщина была почти 13 сантиметров, и именно он в итоге стал слабым звеном и привел к схлопыванию всей конструкции батискафа на седьмое погружение. Хотя шесть других погружений прошли в штатном режиме. Схлопывание внутри конструкции выглядит примерно так ⬇️

https://flectone.ru/sjataya-tsisterna.html
https://flectone.ru/sjataya-tsisterna.html

Происходит такое схлопывание внутри конструкции из-за того, что давление внутри бочки гораздо ниже давления снаружи. Имплозия же батискафа произошла очень быстро.

На борту «Титана» были установлены акустические приборы, которые в реальном времени слушали корпус судморины, и, по заявлениям создателей, они могли засечь начинающиеся разрыв углеродных волокон. Согласно патенту, зарегистрированному компанией OceanGate Inc, в этой акустической системе использовались разные небольшие ультразвуковые сенсоры с микрофонами и датчиками, которые в режиме реального времени делали анализ на сжатие корпуса от давления воды. Также были датчики, которые фиксировали даже малейшую вибрацию в корпусе. Все данные передавались на центральный компьютер батискафа для анализа, и в случае опасности компьютер мог предупредить заранее экипаж о критических проблемах.

Корпус «Титана» был сплетен примерно из 800 слоев углеродного волокна, и хотя этот материал очень прочный, но все же существует вероятность брака при производстве всей конструкции.

Но, несмотря на все инновационные технологии, которые применялись при создании конструкции батискафа, Морское технологическое общество присылало письмо руководству OceanGate Inc. со своими опасениями по поводу формы батискафа. Они писали, что такая растянутая форма гораздо хуже распределяет давление по корпусу, чем сферическая форма, и предупреждали компанию о катастрофических последствиях, но компания проигнорировала это письмо и даже подала в суд на бывшего сотрудника за разглашение якобы секретной информации.

-4

Вторым важным элементом в корпусе был люк, и к основному корпусу он присоединялся при помощи болтов, которые закручивались исключительно снаружи, которые были сделаны из химического элемента под названием титан. Сам же люк батискафа был сделан из материала, который в своих характеристиках имел доступ к глубине только до 1 300 метров. Но, несмотря на это, его все же решили использовать для погружения на глубину до 4 километров.

-5

Наверное, потому что вся конструкция была протестирована на модели 1 к 3 в специальной лаборатории при поддержке вашингтонского университета. Хоть люк и выдержал, но еще до погружения сотрудниками университета были выказаны опасения по поводу прочности конструкции корпуса, так как тесты на давление выявили шумы и деформацию внутри конструкции.

Погружение экспедиции к «Титанику» выглядело так: сначала с корабля спускали на воду плавучую платформу, которая, оказавшись в воде, начинала заполнять специальные баки водой. После чего вся конструкция вместе с батискафом опускалась на глубину 10 метров. После чего батискаф отсоединялся от платформы и начинал свое погружение к «Титанику». Станция же спустя некоторое время сливала воду из баков и поднималась обратно на поверхность.

-6

На борту «Титана» было установлено 4 электродвигателя, которые были специально разработаны для жестких условий, и одни пропеллеры поднимали и опускали батискаф вверх и вниз, другие два двигали его вперед-назад и вращали батискаф вокруг. Энергию для движения брали из батарей по принципу электромобилей. Управлялось всё это при помощи джойстика от игровой приставки, и как бы это глупо и странно ни казалось. Но это вполне нормальное явление, например, многие военные дроны управляются при помощи джойстиков, или те же полицейские роботы-разминировщики.

-7

Так как на глубине стоит кромешная тьма, то, чтобы камеры могли хоть что-то заснять и передать изображение на экраны мониторов экипажу внутри, снаружи были установлены прожектора с мощностью в 40 000 люмен. Это примерно в 40 раз мощнее дальнего света фар автомобилей.

На борту батискафа не было классических навигационных приборов, поэтому свое местоположение и расстояние до «Титаника» экипаж узнавал посредством системы акустического позиционирования. Также при помощи этой системы экипаж общался с поверхностью, высылая сигналы по принципу азбуки Морзе. Этот же принцип использовался кораблем на поверхности для того, чтобы отслеживать местоположение батискафа и направлять его к «Титанику». Выглядит это примерно так: снизу корабля устанавливают передатчики, которые посылают сигнал, а приемники же устанавливают на морском дне вокруг нужной области, и такой же приемник устанавливают на батискаф. Когда приемники получают сигнал от передатчика с корабля, они тут же отсылают сигналы обратно наверх, после этого уже компьютер измеряет время сигнала и другие данные, устанавливая точное местоположение батискафа. А затем посылают данные на компьютеры самого батискафа в какую сторону ему двигаться дальше.

-8

На борту «Титана» было семь разных систем безопасности, и в случае, даже если бы все на борту члены экипажа погибли, то, например, была такая система, которая растворялась в соленой воде, и по истечению 10 часов это устройство полностью растворилось бы и сбросило бы свинцовые балласты с батискафа, после чего он бы потихоньку всплыл на поверхность. Также на борту были огнетушители, кислородные маски на случай, если бы возник пожар. Снаружи, к дополнению к балласту для подъема на поверхность в экстренном случае, были запрограммированы электродвигатели, которые только поднимали или опускали батискаф вверх.

-9

Но, несмотря на, казалось бы, все продуманные сценарии аварии, судно не было сертифицировано как мореходное каким-либо регулирующим органом, и выбор углепластика в качестве материала для прочности корпуса стал фатальной ошибкой.

____________________________

Можно сделать вывод, что батискаф «Титан» хоть и был разработан вполне себе грамотно и был очень технологичным и, казалось бы, продуманным до мелочей, все равно были допущены некоторые ошибки, о которых предупреждали. Во-первых, был выбран в качестве основного элемента углепластик, который очень крепок на растяжение, но при этом хрупок на излом и сжатие. Не совсем подходит для погружения на огромную глубину. Во-вторых, была подобрана максимально плохая форма в виде бочки, которая плохо распределяла давление, скорее всего, такая форма была сделана для того, чтобы больше людей смогло поместиться. В итоге батискаф не выдержал и разорвался на мелкие кусочки.
Если бы не огромное давление воды в сочетании с кромешной тьмой, холодом и сложностью связи с поверхностью, мы бы давно устраивали на дно океанов экскурсии в подводных автобусах. Но на данный момент человеческой истории запустить туристов в космос гораздо проще, чем отпустить их на дно океана.

🔴Надеюсь, статья была интересной. Обязательно напишите комментарий и поставьте лайк, чтобы статью увидело как можно больше людей. Также не забудьте прочесть другие мои статьи:

Обязательно пишите комментарии, ставьте лайки и подписывайтесь!!!

Увидимся в следующей публикации!!!