Вот такой красивый предмет, относящийся к "металлопластике" на церковную тематику мне попался. Ничего необычного тут нет - это центральная часть складня с утраченными створками и отсутствующей верхней частью (не знаю, как она называется).
Порадовал сам сюжет - хорошо видно, что изображен Георгий Победоносец. С Победоносцем мне еще не попадались, хотя перевидал я всякие "тематики".
Но вот такой вопрос: А что же делать с подобными предметами?
Они очень часто встречаются в земле, особенно различные крестики и подвески. Человек за всю жизнь легко терял 3-5 крестиков, так как носили их на веревочках, которые легко рвались. Да и различные складни и прочие иконки были популярным товаром в конце 19 и начале 20 века, к которому они в основном и относятся.
Короче, ничего удивительного в таких находках нет. Всё это можно найти как в огороде, так и в поле, так и в лесу, так как люди жили везде.
Но вернемся к вопросу. На этот вопрос есть, как минимум, три ответа.
- Оставить себе.
- Отнести в храм.
- Продать.
Но что же логичнее и лучше?
Оставить себе?
Наверное, процентов этак 95 людей, нашедших подобные предметы в земле, оставляют их себе. И это логично.
Некоторые предметы, например, крестики, реально красивые. Просто хочется оставить, чтобы время от времени смотреть и радоваться, что имеется такой красивый предмет.
Иногда и складни, и подвески, и прочие иконки встречаются в очень хорошем состоянии. Кто-то может их использовать даже по назначению, если является человеком верующим. А почему бы и нет?
Отнести в храм?
Логичное предположение, так как церковным предметам вроде как место в церкви.
Но тут появляется очень большой вопрос - "А какое место они займут в храме? Нужны ли они там вообще?". Я подозреваю, что убранство любого храма подчиняется определенным канонам. Нельзя туда поставить всё то, что может принести простой человек.
Да и что делать, если предмет вдруг будет относиться к "старообрядческим" или вообще "католическим" направлениям?
И еще сложно определить "степень интересности" предмета. К примеру, большой латунный складень это, конечно, красиво и даже как-то завораживающе. Или, например, латунный нательный крестик с необычным оформлением.
Вот эта "глубина" веков создает дополнительный эффект для человека, для которого подобные предметы, изготовленные более века назад, являются чем-то "очень церковным".
Но чем они, к примеру, отличаются вот от таких предметов, изготовленных из обычного алюминия?
Это я сегодня в степи нашел. Или ребятишки потеряли, или пастух какой-нибудь. Данные изделия относятся к нашему веку или к 90-м годам. У меня у самого самый первый крестик был именно алюминиевым (вроде бы даже точно такой же).
Я считаю, что таким предметам место в каких-нибудь музейчиках при храмах (если такие музейчики культуры, истории и религии) вообще существуют. Там можно было бы их выставить, чтобы и другие люди могли увидеть. Мне кажется, многим прихожанам было бы интересно.
Продать?
Это практически нереально, так как есть простая причина. Даже две. Первое - это мало кому нужно. Второе - это стоит очень дешево.
На форумах коллекционеров и кладоискателей выставляются подобные предметы на продажу, но спроса практически нет. Если что-то и есть редкое и дорогое, то оно действительно встречается крайне редко. В основном - всё массовое, купленное в свое время на ярмарках.
К примеру, самые обычные крестики, типа, "лепестки", продаются всего по 20-30 рублей за штуку.
Но тут появляется такой вопрос - "А можно ли вообще продавать такие "духовные вещи"?".
Наверное, можно. В любом случае, все эти предметы также были однажды проданы и куплены.
Мне как-то довелось быть в Казанском соборе в Петербурге. Я был, конечно, восхищен архитектурой и внутренним убранством храма. Хотелось что-то на память. Жена предложила: "Давай купим маленькую серебряную иконку. Потом будем смотреть и вспоминать, что были в Казанском соборе" - там стояли "торговые ряды". Но оказалось, что цены там рассчитаны именно на таких туристов, которым хочется что-то приобрести на память. Посмотрели мы .... и не стал покупать.
А если рассматривать все эти предметы с точки зрения коллекционера и ценителя культуры, то они превращаются в некий "товар" со своей ценой.
***
А оставляю себе. Иногда попадаются подвески с "покровителями". Отдаю их тем, кому они нужны. Для меня это всё интересно, прежде всего, с исторической точки зрения. Вот, например, обратил внимание, что в наших краях часто попадаются подвески с изображением святого Симеона Верхотурского - покровителя уральской земли.
- Не забывай свои корни ..., - пели в одной малоизвестной песне.
Так и есть. Это всё же часть истории, часть культуры, часть прошлого.