Слоган It's a SONY (Это СОНИ) был в ходу в период с 1987 по 1996 год и именно в этот период появились те три усилителя, о которых сегодня я хотел бы с вами, друзья, поговорить.
Итак, знакомьтесь: SONY TA-F555ESL (1990 г.), SONY TA-FA5ES(1995 г.) и SONY TA-FA7ES (1995 г.). Именно в таком хронологическом порядке они прошли через мои руки, но спустя 25 и более лет с момента своего рождения. Но есть ещё кое что, общее в этих трёх моделях. А именно то, что выходной каскад у них у всех реализован на MOSFET- транзисторах. А ведь у SONY есть ещё линейки усилителей на "биполярах". Но мне вот так "повезло"(или нет), что все усилители бренда, которые у меня успели побывать, были именно такими (то есть на "мосфетах"). И именно поэтому судить о звучании всех усилителей компании я не рискну. Но о линейке на "мосфетах" - запросто.
Хотя "запросто" - не означает "просто". И мне действительно совсем непросто дать однозначную оценку этим аппаратам, как и всей линейке целиком. К тому же мои оценочные суждения субъективны по сути, но так и должно быть, поскольку каждый человек отличается индивидуальным восприятием.
И вот моё восприятие оказалось таким: больше всего мне понравился не тот аппарат который дороже и "выше" по рангу, а тот, который по логике должен считаться более младшим. Хотя в 1990-м году SONY TA-F555ESL на самом деле в своей линейке был верхним. Правда, если честно, я до сих пор не знаю чем принципиально отличались от TA-F555ESL его собратья TA-F555ESJ и SONY TA-F555ESA (кроме годов выпуска 1992 и 1991 соответственно). Но рассуждать о том, чего у меня не было, я не буду. Как и утверждать что TA-FA7ES выше по рангу. Да, он дороже, но цена 180000 иен в 1995 году вполне могла соответствовать 138 тысячам иен 1990 года если учитывать инфляцию. Ну или быть близко к ней. Ведь если сравнить ряд технических параметров, то окажется что SONY TA-F555ESL самый мощный и самый тяжёлый (24 кг.) из трёх. И поэтому ничего удивительного в том, что его звучание (с рядом оговорок) мне понравилось больше, чем звучание SONY TA-FA5ES и SONY TA-FA7ES.
Что же касается оговорок, то не припомню ни одного усилителя SONY, звучание которого устраивало меня на 100%. Постоянно чего-то да не хватало. К примеру если шикарно звучал джаз, то в подаче рока или диско находились какие-то огрехи. Проще говоря почти у всех моделей была некая жанровая избирательность. Иногда чуть более выраженная,чаще чуть менее, но была. Или это просто я один так слышал и воспринимал? Может и так конечно, но тем не менее.
А пока коротко перескажу свои впечатления, которые возникли после знакомства с каждым из трёх усилителей. И первым, как я уже сказал выше, был SONY TA-F555ESL. Оказался он у меня не то в конце 2016-го, не то в начале 2017 года (при желании я мог бы найти первую свою публикацию о нём (ещё до Дзена) и установить точную дату, но смысла нет). На тот момент у меня ещё не было ни приличного фотоаппарата, ни смартфона с хорошей камерой, поэтому фотографии сделанные тогда оставляют желать лучшего.
Основную лепту в значительный (24 кг.) вес аппарата вносило антирезонансное G-шасси, почему-то упразднённое на более поздних моделях (видимо с целью удешевления конструкции). Плюсом выглядело отсутствие электронной коммутации (у аппарата моторизованный галетный переключатель входов и, аналогично, моторизованный регулятор громкости ALPS) и фонокорректор, оказавшийся просто отличным не только при использовании ММ-картриджей, но и для МС, что в встроенных корректорах случается нечасто. Собственно моё первое знакомство с МС-картриджами и началось с фонокорректора этого аппарата. Ну и пульт ДУ - как говорится мелочь, но приятно (и удобно).
А вот что значилось в спецификациях касаемо выходной мощности усилителя: 2х170 Вт(4 Ом); 2х140 Вт(6 Ом);2х120 Вт(8 Ом). Более чем достаточно для большинства сценариев.
Что же до звучания, то если учитывать соотношение качество/цена (а она составляла 138000 иен в 1990-м году и в среднем 40000 рублей на вторичном рынке в 2016-17), то конкурента данному аппарату подобрать непросто, если вообще возможно. И, поначалу, мне понравилось практически всё. Но через какое-то время я таки нашёл к чему придраться. Правда эти придирки были не совсем корректные. Да, некоторые "одноклассники" (других брендов) показались мне более жанрово "всеядными", но они и стоили заметно дороже как на момент своего выхода на рынок (180-200 тысяч иен против 138 тысяч) так и в текущий момент (на вторичке за них просили от 50 до 60 тысяч рублей).
Поэтому в категории "максимум звука за минимум денег" я и сейчас считаю SONY TA-F555ESL одним из лидеров.
А через довольно небольшой промежуток времени состоялось моё близкое знакомство с моделью SONY TA-FA5ES.
Первое,на что я обратил внимание - вес. 17,5 кг. против 24 кг. у предшественника - разница немалая. Видимо это результат экономии на антивибрационном шасси. Сэкономили видимо и на фонокорректоре - в отличии от корректора TA-F555ESL, корректор TA-FA5ES совершенно не впечатлил. Но во всём остальном он почти такой же по звуку как и TA-F555ESL. Но при этом моложе на 5 лет и заметно дешевле в ритейле ("всего" 98000 иен). Правда его цена на вторичке практически такая же как и у TA-F555ESL. Видимо по причине более юного возраста.
А вот SONY TA-FA7ES будучи того же года рождения что и TA-FA5ES дороже почти вдвое (180000 иен на момент выхода), но по весу отличие незначительное (19,8 кг) - чуть больше 2 кг. А вот лучше ли он и если лучше, то намного ли? Признаться, на этот вопрос я до сих пор не могу дать однозначного ответа. Хотя данному аппарату посвятил пару отдельных публикаций одна из которых есть и здесь, то есть на канале "Стереопанорама"(ссылка на статью)
В целом та статья получилась скорее хвалебная, хотя и не без упоминания о некоторых недостатках. Но это если сравнивать исключительно с продукцией бренда SONY и не смотреть на цену. Но цена и тогда была не слишком низкой и сейчас она таковой не является (текущие предложения от 80 до 110 т.р.). Именно поэтому ни тогда, ни сейчас у меня желания стать владельцем такого аппарата так и не возникло. За эту цену (ну или чуть выше) есть много более интересных вариантов. Однако это лишь моё личное мнение и оно не обязательно может совпадать с чьим-то ещё.
И поэтому, в итоге, львиная доля моих симпатий так и остаётся на стороне SONY TA-F555ESL. Но это не означает что он лучший вообще. Он лучший из трёх и то, исключительно для меня. А значит если Ваш, друзья, выбор склоняется к чему-то другому, то я никого переубеждать не буду. Хотя бы потому, что личный выбор человека я с годами научился принимать и уважать.