Найти тему
СТЕРЕОПАНОРАМА

Повторение пройденного.SONY TA-FA7ES или «Великолепная «Семёрка»

Фото автора.
Фото автора.

...повторение пройденного - это некий анализ, проверка насколько усвоен материал изученный когда-то. Зачастую, с течением времени и расширением кругозора, меняются и выводы сделанные ранее: иногда незначительно, а порой кардинально. Вот и я решил проверить, изменилось ли что-то в моём восприятии спустя энное количество лет. Серия статей объединённых в рубрику «Повторение пройденного» - это переосмысление моих же материалов опубликованных на различных профильных сайтах в разные годы (данная «шапка» предваряет каждый материал из данного цикла, поэтому те, кто уже читал что-то из этой серии, первый абзац смело пропускайте).

С одной стороны «Великолепная семёрка»  - американский художественный фильм 1960 года, классический вестерн Джона Стёрджеса, но с другой - это адаптация философской драмы Акиры Куросавы «Семь самураев». Так что при желании протянуть параллели между этими двумя произведениями и топовым интегральником компании SONY : TA-FA7ES можно: и там и там японские корни. Но с другой стороны у меня подобного замысла не было. Именно поэтому в моём заголовке “семёрка” значится в кавычках. То есть я просто обыграл в названии статьи индекс модели, а совпадение с названием фильма - совершенно случайное. Кого-то может смутить прилагательное “великолепная” и будь аппарат в стоковом состоянии я бы возможно и не рискнул использовать эпитеты в превосходной степени. Однако тут ситуация несколько иная. Какая - узнаете прочитав статью.

Фото автора.
Фото автора.

Те, кто читает материалы из рубрики «повторение пройденного», уже знают что это некий "римейк" написанных ранее статей. Не является исключением и статья об усилителе SONY TA-FA7ES. Впервые она была опубликована ТУТ (нажмите на ссылку для перехода на сайт hiendmusic.ru) в марте 2019 года под названием «ПерSONальное дело» и откровенно говоря я об этой статье даже успел забыть. Так бы она и осталась в единственной версии, но волею случая, тот самый усилитель вновь попал в мои руки в феврале 2021-го. И поэтому в данном случае «повторить пройденное» удалось в полной мере: и теоретически, и практически.

Ну а начну с того что  SONY TA - FA 7 ES  - верхний в линейке интегральных усилителей компании 1995 года. В 1997-м году на пост флагмана заступил SONY TA - FA 70 ES , а в 1999-м  во главе линейки встал SONY TA - FA 777 ES . Внешние отличия между этими тремя моделями минимальны. Минимален и ценовой разбег:  цена «семерки» и «семидесятки» одинакова и составляла 180 тысяч иен. ,а  «777-й» лишь чуть- чуть дороже(200000), но,  вполне возможно, что это лишь из-за инфляции.

В 90-е у большей части производителей аудиотехники  наметилась тенденция к минимализму, вследствии чего, многие второстепенные функции попросту исчезли из конструктива.  До абсолютного минимализма усилителей XXI века, когда на фронтальных панелях кроме кнопки включения, селектора переключения входов и рукоятки громкости не осталось ничего, оставалось ещё несколько лет, но, в сравнении с аппаратами из  предыдущих десятилетий,  количество органов управления уменьшилось вполовину. И SONY TA - FA 7 ES  в данном случае не является исключением. Например фонокорректор хотя и остался, и даже помимо ММ картриджей рассчитан на МС (переключение режимов ММ/МС кнопкой на тыловой панели), но лишился дополнительных регулировок и поэтому его согласование с различными ММ головками скорее всего некая лотерея. Да и на режим МС я больших надежд изначально не возлагал. Однако лишившись одних «фишек» усилитель получил пусть одну, но интересную: возможность балансного подключения. Балансное подключение работает на входе AUX и имеет переключатель на задней панели BALANCE/UNBALANCE. Напоминаю, что многие топовые интегральники имеющие гнёзда XLR могут работать в балансном подключении лишь в режиме усилителя мощности, то есть при подключении внешнего балансного предусилителя. В частности так обстоит дело в "Ямахах" и "Сансуях". Может и не во всех, но с теми моделями, с которыми мне довелось познакомиться, всё выглядит  именно так. А в остальном набор органов управления стандартный: кнопка включения , темброблок (отключаемый), селекторы входов на запись и воспроизведение, регуляторы баланса и громкости ,  кнопка  приглушения громкости «muting » и разъём для подключения наушников. Ну и пульт ДУ с выбором входов и регулировкой громкости. На тыловой панели помимо того, о чём я уже успел рассказать выше, присутствуют семь пар разъёмов RCA  для подключения источников на воспроизведение и три пары аналогичных гнезд для коммутации записывающих устройств. Есть ещё выход Pre Out, то есть усилитель можно использовать в качестве предварительного. И, возвращаясь к «потрохам». Уровень комплектующих соответствует статусу аппарата в полной мере. Но есть любопытный момент, на котором стоит заострить внимание. Выходной каскад построен на полевых (MOSFET) транзисторах: по два на канал. Однако и на радиаторах и на печатных платах видно, что этих транзисторов может быть по четыре на канал. Что это? Остаток от модели-прототипа или «задел на будущее», которое так и не наступило? Для меня данный вопрос остался открытым, хотя я больше склоняюсь к первой версии: так часто бывает что дойдя до конвейера исходная модель лишается многого из изначально запланированного. Вот он, «звериный оскал капитализма» - уменьшить себестоимость, но не снижать цены. Зато в конкретном экземпляре, оказавшемся в моих руках, вопрос закрыт раз и навсегда:  у него по 4 «родных» транзистора на канал( но не обычные, а "золотой"серии-такие ставились лишь в топовые моноблоки SONY TA-NR10 ) и все сопутствующие этому моменту комплектующие на платах присутствуют в полном объёме. Помимо этого вместо двух стандартных «суперконденсаторов» в блоке питания-2х15000 мкф стоят Nichicon Super Through  по 22000 мкф. Что дала подобная доработка? Забегая вперед, скажу, что многое. В сравнении с недоработанным аппаратом возникает стойкое ощущение перехода на усилитель более высокого класса. Это о хорошем.

Теперь о плохом, а вернее о грустном. Очень немногие компании-производители Hi-Fi/Hi-End аппаратуры смогли перешагнуть рубеж веков без потерь. Многие, такие как AKAI , Nakamichi , Kenwood , Sansui  и т.д. попросту канули в Лету, а большинство тех, что остались, в настоящее время перестали ассоциироваться в наших умах как производители высококачественного стационарного аудио. И корпорация SONY в данном случае не исключение. Упомянутая тройка усилителей: 7ES/70ES/777ES – «последние из могикан». После них ни одного массового топового усилителя компания не выпустила, сосредоточившись вначале на аппаратуре для домашнего кинотеатра (пару моделей многоканальных ресиверов и столько же SACD проигрывателей до середины «нулевых» ещё можно причислить к качественному аудио), а затем и вовсе покинув премиальный сегмент аудио (и, отчасти, видео) устройств. Телевизоры, смартфоны, фотоаппараты , проекторы … -то, чем славится SONY сейчас - к теме нашего разговора отношения не имеет.  (данный абзац почти без изменений скопирован с первой версии статьи потому что тут,главным образом, лишь описание самого аппарата. И больше, как говорится,ни убавить,ни прибавить.)

Фото автора.
Фото автора.

Приступая к прослушиванию я опасался, что мне не удастся абстрагироваться от того, что я слушал в последние месяцы. А это были аппараты, превосходящие TA - FA 7 ES  по всем параметрам: двухблочник Harman-Kardon Citation XI/XII (о котором я рассказал в январе) и несколько компонентов из линейки «Exclusive», компании Pioneer, о которых я расскажу чуть позже. Так вот, опасения мои оказались совершенно напрасными. И прежде всего по причине отсутствия мезальянса в тестовом тракте. Акустика ( Sansui SP - G 300) в данном случае оказалась на равных с TA - FA 7 ES , чего (предположительно) не было в связке с более дорогими усилителями. Соответственно «Сони» раскрылся максимально полно, тогда как его более дорогие коллеги наверняка утаили некую часть своих способностей. Ну а универсальный проигрыватель Pioneer DV-AX10 – универсален и в прямом и в переносном смысле: в дорогом тракте он свой среди своих, а в тракте попроще его использование можно оправдать фразой «кашу маслом не испортишь». Таким образом, тестовый тракт я практически представил. Ну, разве что проигрыватель винила не упомянул. А это всё тот же Denon DP75M с картриджем АТ33Е.

В очередной реинкарнации фирменное «соневское» звучание всё так же узнаваемо, несмотря на переход в более высокий класс. А новый уровень – это прежде всего масштабность подачи-она явно превосходит и 555ESL и 5ES. Конечно отчасти заслуга в этом балансного подключения и проделанной работе по доработке усилителя. Разрешение. Оно явно выше и практически максимальное для топового Hi-Fi. Но «мяса» в звуке чуть меньше чем ожидалось. И  жанрово аппарат удивил. Причем как в ту, так и в другую сторону. Те жанры, которые, по моим предположениям, окажутся в аутсайдерах внезапно оказались в лидерах и наоборот. Например хэви-метал от рок-баллад Кипелова( «Я свободен» и «Косово поле») до «Metal Heart» группы ACCEPT сразил наповал: очень здорово. Не менее здорово звучит старый рок. Pink Floyd, Nazareth, Uriah Heep, Deep Purple-супер! Оркестровый инструментал начиная от саундтреков А.Рыбникова и А.Зацепина к кинофильмам «Большое космическое путешествие» и «Красная палатка» и заканчивая классическими увертюрами к кинофильмам «Время, вперед» и «Дети капитана Гранта» - восхитительно! Вокал (И.Сурина, А.Макаревич, Юта, Л.Гурченко, В.Визбор…) ну может чуть преукрашен…ну самую малость…всё равно - отлично. А вот «диско» (BoneyM, C.C.Catch, Gilla…) огорчил. Не хватило остроты или яркости. Конечно, можно крутануть ручку тембра или громкости, но первого я делать не люблю, а второе - не всегда возможно. При этом ни у древних аппаратах типа Denon PMA970, ни у ровестника TA - FA 7 ES  – Pioneer A 07 именно с «диско» никаких проблем не возникало. Даже напротив. Вобщем за «диско» - только 4. А вот электронная музыка (Yello “ Touch Yello ”, J . M . Jarre  “ Jarre in China ”) – снова "пять". Хорош и джаз, хотя его я предпочитаю слушать на лампе.Тем не менее "пять" поставлю (этот абзац опять таки скопирован с первоначальной версии статьи практически двухлетней давности для того, чтобы напомнить, какое первоначальное впечатление произвёл усилитель на меня тогда и чтобы сравнить это с тем, что я услышал теперь).

Что же изменилось (и изменилось ли) в звучании TA - FA 7 ES в феврале 2021-го в сравнении с мартом 2019-го? Это оказалось неожиданным для меня самого, но... изменилось ВСЁ! То что было отлично - отличным и осталось потому как "5"-в любом случае высший балл и выше оценку(с математической точки зрения) не поставишь. Да, бывает что ставят "пять" с плюсом и даже с несколькими плюсами и даже я, в советской школе порой получал такие оценки, но плюс-это не цифра, а лишь выражение положительных эмоций. Однако не надо воспринимать мои оценки слишком прямолинейно. То, что я поставил высший балл данному усилителю - совершенно не означает что он лучший вообще. Он даже не лучший в своём сегменте, а лишь один из лучших, потому как в разное время я не только усилителям от SONY ставил высшие баллы. Были достойные представителя и от Pioneer, Denon, Yamaha и т.д. Но почему же случились такие удивительные метаморфозы именно с "семёркой" и то же "диско" , не впечатлившее меня пару лет назад, теперь аппарат преподносит таким, каким оно и должно быть: зажигательно-драйвовым и ярким, праздничным. Откуда взялись те эмоции которых мне ранее не хватило? Особенно с учётом того, что тестовая система осталась той же, без каких либо изменений. Версий на этот счёт у меня две: два года назад я слушал аппарат практически сразу после доработки и ВОЗМОЖНО он просто ещё не "прогрелся" окончательно. А вторая версия - это то, что хотя источники сигнала и акустика те же самые, но изменения есть. И эти изменения в самом помещении - КДП (Комнате Для Прослушивания) как принято её именовать. За два минувших года в ней появилось напольное покрытие и сменилась мягкая мебель - а это несомненно влияет на звук. Возможно что и оба эти фактора имели место быть - других объяснений я не нахожу. Зато я нашёл повод назвать статью "Великолепная "Семёрка", а ещё, при вторичной встрече с усилителем я снял пару видеороликов и один выложил на YouTube:

А ознакомиться с видео работы аппарата можно ЗДЕСЬ.

Вот такой получилась вторая встреча с усилителем SONY TA - FA 7 ES и эта встреча доказала что иногда повторять пройденное очень даже полезно.

Фото автора.
Фото автора.