Начало:
Для историков же "Прекрасная эпоха" — это период, когда дипломаты ещё следили за тем, чтобы ничего не нарушило порядок, установленный договорами, парафированными уважаемыми монархами, когда послы ещё повторяли слова Дизраэли и Бисмарка.
Турция была "больным человеком Европы", а Австрия — "двуглавой монархией".
И несмотря на все трения и соперничество, "европейский концерт" возглавлял мир.
Тогда же солдаты ещё по-спортивному относились к войне, что прошло лишь после ужасов окопов в 1914 году.
Как замечал в своих мемуарах Осберт Ланкастер:
Если колонна с подкреплением не прибудет или кончатся боеприпасы, тем хуже для полка; это было немыслимо, но это то поколение настолько привыкло к победам, что не считало, что от этого зависел конечный исход кампании.
И даже если произойдет какой-то экстраординарный и ужасный поворот событий или свершится акт предательства со стороны либеральных политиков и сама война будет проиграна, это не создаст угрозу британскому образу жизни; целый батальон может быть уничтожен, национальный престиж, к сожалению, подорван, но ни на пенни не вырастет подоходный налог, Дерби по-прежнему будет проводиться, а шелковые шляпы и сюртуки по-прежнему будут надеваться на церковный парад.
Чтобы отделить историю от легенд, этот период необходимо точно разместить и во времени, и в пространстве, ибо не во всех странах Европы, не говоря уже об остальном мире, он был одинаково славен.
Прежде всего, следует сказать, что разные социальные классы находили счастье в весьма разных вещах.
Жизнь деревенских жителей оставалась почти такой же, как и двумя поколениями ранее, несмотря на модернизацию сельхозоборудования.
Но быстрое развитие промышленного оборудования, вызвавшее столько потрясений в девятнадцатом веке, в конце концов привело к сокращению рабочего времени городского населения, а профсоюзное движение дало рабочим определенные права.
И для шахтера из Ланкашира, ткача шелка из Лиона или любого из тех, кто причислялся к "беднякам", наступила своего рода "Прекрасная эпоха".
А помощь "приличных людей" облегчала, пусть и временно, их несчастья, не делая правда ничего особенного для устранения причин этих бед. (Напротив "Бон Марше" в Париже был установлен памятник, который, увы, с тех пор снесли, как свидетельство патернализма "порядочных людей"; на нем были изображены владелец этого магазина и баронесса де Гирш в мехах и муфтах, благосклонно склонившиеся к нищенке и ее детям.)
Но у этих "приличных людей" есть и достоинства.
Семьи из кожи вон лезли, чтобы не обанкротиться, или чтобы обеспечить приданым своих дочерей. Они были готовы пожертвовать сыном ради своей страны или отдать дочь в монастырь; платили жалованье вышедшим на пенсию слугам и приглашали своих самых скучных родственников остаться пожить у них.
Чувство семьи распространялось повсюду — достаточно прочитать бесконечные уведомления о рождении, заключении брака и смерти — и оно противостояло любой тенденции, которая хоть немного угрожала этому институту.
О La Belle Epoque / Прекрасной эпохе можно говорить, когда речь заходит о людях, которые могли позволить себе откладывать деньги или стать землевладельцами; короче говоря, о людях, которые извлекли, пусть и скромную, выгоду из капитализма, поскольку, прежде всего, это был период, когда люди были уверены в наличных деньгах.
Представители низшего среднего класса, клерки и учителя имели больше выходных и уезжали на каникулы — правда, не очень далеко, но, тем не менее, они больше не считали себя привязанными к месту своей работы и часто в конце концов достигали идеала жизни на свои доходы.
Продолжение:
Если вам понравилась статья, поставьте, пожалуйста, лайк. А ещё лучше подписывайтесь на наш канал. Дальше будет ещё прекрасней.