Поэтами рождаются, ораторами становятся. Эту истину подметил ещё Цицерон, а Анастасия Березина ощутила на собственном опыте. Её путешествие в мир красноречия началось с неуверенных выступлений на публике, а сейчас она автор собственного приложения по улучшению речи. Этот проект студентки Пензенского государственного университета поддержан грантом в размере одного миллиона рублей. Как же технологии могут помочь коммуникации?
Рецепт для оратора
— Настя, обучение коммуникации и риторике языка — сложная практика. Почему именно эту сферу ты выбрала для своего проекта?
— Потому что это актуально. Ученые давно выяснили, что «гибкие навыки» — это 85% успеха человека в профессии. А многие из нас не умеют четко формулировать мысли, не говоря уже о навыках ораторского искусства. Несколько лет назад я сама искала подобное приложение на просторах интернета и найти не смогла. Помню, тогда только начинала заниматься публичными выступлениями и было сложно. Дрожали губы и сохло во рту. Сейчас от этой проблемы я избавилась. Однако, навык коммуникации необходимо постоянно поддерживать тренировками, а в идеале — улучшать. Системность как раз и может дать приложение, которое всегда будет под рукой. Проект называется ПРОПС: «Пробуй, Решай, Обучайся, Практикуй, Совершенствуй».
— Как у тебя появилась идея разработать такое приложение? С чего всё началось, и на каком этапе ты сейчас?
— Многие хотят научиться хорошо выступать на публике. Навык коммуникации сегодня очень важен. И когда мне не удалось найти достойное приложение для улучшения речевых навыков, я решила сделать что-то своё. Мой путь начался с участия в конкурсе проектных инициатив от Теле2. Тогда один из преподавателей кафедры настоятельно рекомендовал мне поучаствовать. Я согласилась. Рассказала об идее создания сжатого курса обучения по риторике с помощью искусственного интеллекта. Он будет выявлять речевые ошибки в ходе собеседования с пользователем и под каждый проблемный блок создавать теоретический и практический контент. Приложение поможет пользователям корректировать индивидуальные речевые показатели: дикцию, интонацию, произношение конкретных согласных звуков, использование слов-паразитов. Жюри проект понравился. Я выиграла именную стипендию, а это выступление на защите проектных инициатив стало одним из лучших в моей практике. И дальше снова преподаватели кафедры предложили мне «упаковать» проект для участия в УМНИКЕ или Стартапе (конкурсы от Фонда содействия инновациям на получение гранта). Обучение искусственного интеллекта для приложения — дорогостоящая вещь. В возможность выиграть грант в полмиллиона или даже миллион верилось с трудом. Но мы начали активную работу. Я не айтишник, создавать приложения не умею. Поэтому начала взаимодействовать со специалистами кафедры «Вычислительная техника»: просить советов, подсказок. Они всегда помогали и помогают мне до сих пор. В конце 2023 года я выиграла грант в 1 млн. рублей на реализацию проекта. Открыла компанию ООО «ПРОПС». Сейчас работа идёт полным ходом: мы с командой на этапе разработки нейросетевого анализа речи. Успехи уже имеются, но о них пока не рассказываем. Скоро приложение выйдет в свет, и все желающие смогут им воспользоваться.
— Каким людям будет полезен проект?
— Проект направлен на несколько целевых аудиторий. Первая — это обучающиеся старшей школы и университетов. Молодежь, которая стремится к самообразованию, улучшению гибких навыков и получению интересного образовательного контента. Отдельной подгруппой данной целевой аудитории являются абитуриенты творческих вузов, чьи речевые способности должны быть на высшем уровне, в соответствии с призванием и профессией. Вторая целевая аудитория — лидеры, вдохновители и общественные деятели. Это могут быть и политики, и руководители бизнеса/проектов, государственные служащие. Данная целевая аудитория имеет ограниченный ресурс времени для самообразования. Поэтому приложение эффективно может сформировать индивидуальную программу обучения под конкретные запросы и цели.
— Твоё приложение уже помогло кому-то улучшить речевые навыки? И какие впечатления были у обучающихся?
— Помимо создания приложения, мы с командой параллельно занимаемся популяризацией риторики в регионе. Это образовательный курс риторики «ПРОПС», направленный на прокачку навыка публичных выступлений и коммуникации, повышение техники речи. Реализуем его при поддержке регионального Министерства образования, Пензенского государственного университета, Управления по молодежной политике, Молодёжного парламента Пензенского области. Первый поток трёхнедельного курса проходил в виде лекций со спикерами: актерами Пензенского драматического театра, ведущими радио и ТВ, преподавателями ораторского искусства, психолога, учителями русского языка и вокала. Спикеры обучали желающих навыку коммуникации, говорили о дикции и артикуляции, помогали ставить правильную интонацию речи. Также на курсе разбирали психологические зажимы на публичных выступлениях и давали советы по самопрезентации. Курс прошёл очень ярко и энергично. Обучающиеся были в восторге и позже при обратной связи говорили, что им действительно помог наш курс. Они стали намного увереннее в публичных выступлениях. Поэтому мы не остановились на одном потоке и в апреле стартовал второй.
— Какие результаты своей работы ты планируешь увидеть? К какому отклику у аудитории стремишься?
— В первую очередь, я надеюсь, что приложение будет эффективным и интересным в использовании. Мы не создаём «на один раз», а хотим, чтобы сервис помогал в самообразовании на протяжении всей жизни. «ПРОПС» представит максимально персональный контент, в том числе и по дополнительному обучению: тайм-менеджменту, психологии и т.д. Самое главное, что сервис «ПРОПС» сможет выявлять ошибки в речи пользователя, о которых он сам мог не знать: это ошибки, которые выявляет либо логопед, либо преподаватель ораторского мастерства.
— Ты учишься в университете сразу на двух специальностях. Одна техническая, а другая — гуманитарная. Это как раз в проекте отразилось.
— Да, проект поэтому и является междисциплинарным. Он находится на стыке гуманитарного направления и IT-продукта. Да, я учусь на факультете информационных технологий и электроники и одновременно на историко-филологическом. Это принципиально разные направления. Но кто сказал, что они несовместимы?
Молодежная газета Пензенской области «Деловой»
Злата БАРАНОВА, фото Натальи Конашенковой и из архива героини