Всего 5 пунктов, и центр творчества в детском саду будет "шуметь" значительно меньше

340 прочитали

Спойлер: подавляющее большинство центров творчества, уголков рисования, мастерских (названий можно встретить множество) в детских садах визуально шумят. К сожалению. А вот какие элементы заставляют их шуметь и то, как это можно исправить, читайте в сегодняшнем материале.

Хочу обратить ваше внимание на то, что я никого не призываю безоговорочно кивать, а лишь рассказываю о своих впечатлениях от увиденного, с которыми вы вправе согласиться или нет. В любом случае, с конструктивными мыслями приглашаю в комментарии. И ещё момент: в контексте данного материала мы выявляем именно шум в предложенных игровых центрах и ищем возможности для его минимизации. Я прошу вас не рассматривать мои мысли как методические рекомендации к организации центров детской активности, хотя мы будем вращаться около этой темы.

Спойлер: подавляющее большинство центров творчества, уголков рисования, мастерских (названий можно встретить множество) в детских садах визуально шумят. К сожалению.

Центр творчества в детском саду: что может в нём "шуметь"?

Первый центр, с которого хочется начать, - это центр творчества. Мой выбор пал на него без какой-либо логики, но, думаю, что как раз таки центр творчества может стать одним из самых ярких примеров "шумящей" РППС.

Итак, центр творчества, изобразительной деятельности. И вот здесь давайте сразу сделаем остановку.

Так уж сложилось, что в детских садах каждый центр (или уголок) должен иметь название

И кем же это, интересно, было выдумано? Если у вас есть ответ на этот вопрос, поделитесь им в комментариях.

И, знаете, название такое, чтобы не как у всех, с творческой подоплёкой. Запоминающееся. Запоминающееся и на слух, и на глаз. Давайте посмотрим на фото. Листайте карусель.

Смотрите, большинстве своём технически всё выполнено аккуратно. Но, к сожалению, все эти элементы "шумят". "Акварелька", "Весёлый карандаш", "Каляка-маляка". Это всё очень классно, но перегружает и так "забитые" полки центров. И ведь буквами не ограничилось, правда? На первом фото, к примеру, мы видим карандаши, и у солнышка вместо лучиков карандашики.

Бабочки, радуга, цветы, кляксы. Да, и буквы в названиях ведь тоже чаще всего разного цвета. Коллеги, маркировка центров активности названиями, она не обязательна. Ребёнок не пригласит сверстника на (а в контексте центра детской активности "в"?) "вернисаж", а просто скажет "пошли рисовать/лепить/клеить". И уж если вам хочется оставить название, минимизируйте количество остальных элементов. Из пяти бабочек оставьте одну. А карандашей изготовьте не 8, а меньше. Вот этот весь антураж, он лишний, тем более в центрах, куда дети вносят продукты своей деятельности. И ещё про "вернисаж". Вот это название, оно для кого и про что? Для детей и про детей? И для чего? И, главное, про кого?

Первое, что пытаемся сократить - это бесполезный декор. Никакой образовательной нагрузки он не несёт, а лишь вызывает рябь в глазах. Эстетическое восприятие это так же не развивает, напротив, приучает ребёнка к тому, что так и должно быть. Нет, так быть не должно. 

Выставки детского творчества. Или не выставки и не детского?

Про продукты детской деятельности. И вот здесь перейдём к полноценным центрам творчества. В чем проблема на фото ниже?

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Во-первых, эта выставка, как мне кажется, далеко не детских работ. Никто не говорит, что от неё нужно избавиться, но все работы, размещённые на стене, плоскостные, либо полуобъёмные, их вполне можно убрать в архиватор, к которому обеспечить доступ детей, если вы хотите, чтобы дети приобщались к прекрасному. Посмотрите на уровень размещения самых верхних работ. Для Гуливера, не меньше. Вы и сами вздохнёте с облегчением, убрав это "богатство" со стены. Не говоря уже о детях. Здесь же на полках соломенные куклы, образцы хохломской посуды, сложно разобрать, что ещё, качество фото не позволяет.

Конечно, я вижу проблему скромной и не адаптированной мебели. Её же мы увидим и в других материалах. Поэтому я призываю вас опустить этот пункт, ведь это не вина педагога. А вот всё, что вокруг, это к нему.

И вот здесь, на фото выше, дело в визуальном бардаке, который создают элементы, если позволите, "декора и приобщения к искусству".

И ещё симметрия - это хорошо, но не всегда. Смотрите, как заполнены навесные полки. Обратите внимание, что располагается на столе. Поделки. А ведь это место предназначается именно для детей и их творческих активностей. Материалов для творчества я поблизости не вижу. Их видимо и так не очень много, за ними ещё и сходить требуется. А как бы хорошо было расположить карандаши, которые в полосатых стаканчиках подвешены справа, вот здесь, на полочках. Баночки для краски, которые почему-то тоже в шкафу права. Кисти тоже где-то должны быть, наверное. Бумага, в конце концов. Возможно, это всё лежит в закрытых ящиках или на полках справа, но тогда это не очень удобно детям, судя по тому как располагаются стульчики. Но главная проблема этого центра - именно выставка. Убираем, и полдела сделано. 

Едем дальше. Про мебель помним, да? Здесь проблема та же самая: выставка.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Вот эти тарелочки, досочки, панно. Хохлома, Городец. Так много и так высоко. Посмотрите, высоту шкафа представляете, да? Вообще, подобные выставки, они не должны быть постоянными. Тематическая и с ограниченным количеством экземпляров - отлично. По одной-две тарелки с хохломой. Достаточно.

Маркеры игровых центров на всём, чём можно и нельзя

Что здесь ещё? Смотрим в левый нижний угол. Вот про эти маркеры я говорила в предыдущем материале. Что с ними не так? Дизайн, останавливаться на нём не буду. Сложно разобрать, но написано по-моему "Уголок рисования". Там, где стоят карандаши и лежат листы, - это само собой разумеющееся. Здесь же карандаши занимают пару процентов от всего остального, а именно от выставки декоративно-прикладного творчества с упором на русские росписи. Повторяюсь: убираем 90% выставочных образцов, отклеиваем маркер. Радуемся порядку. 

"Детские" и "взрослые" материалы в игровых центрах в детских садах: где хранить?

Переходим к проблеме понимания, что такое "детские" материалы и "взрослые". В этом будет сходство центров из следующей подборки.

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Да, нужно разделять материал для детей и материал для педагога. К примеру, демонстрационный. Предметные картинки и сюжетные изображения, альбомы, - всё это для воспитателя и организованной деятельности. Не поверю никогда, что эти ресурсы предлагаются детям для свободной деятельности, рассматривания. И главный персонаж фотографии выше - репродукция ван Гога. Она здесь откуда и зачем? Для кого?

Смотрите, что хорошо. Много материалов для изобразительной деятельности, есть трафареты, раскраски, разнообразные пособия. Но всё это, разложенное на столах, предназначенных для творчества детей, создаёт шум. Какой выход? Убрать в "педагогический" шкаф всё, что касается организованной деятельности, оставив, в примеру, те материалы, которые актуальны в данный момент (в соответствии с осваиваемой темой). Убрать из группы ван Гога (к слову, это один из моих любимых художников). Разместить материалы на навесных полках, освободив место для творчества. 

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Ну здесь то же самое, понятно, что фото сделано для "показухи". Но тем не менее. Если папки, думается мне, что уберутся и так, то матрёшки и прочие объёмные элементы останутся. Что сделать? Сортируем и группируем эти материалы по какому-либо основанию и организуем временную сменяемую выставку. 2 недели - новый материал, 2 недели - новый материал. Ну и выбираем, что оставить на стене в качестве декора (об этом я говорила в самом начале материала). Отмечу, что элементы этого центра сами по себе выполнены очень аккуратно и выглядят эстетично.

Корзинки и контейнеры - это хорошо, но организованности не всегда прибавляет

Вот здесь вроде бы и декора не так много, но в целом выглядит не организованно:

Фото из открытого источника
Фото из открытого источника

Смотрите, опять название, "Изостудия" на самоклейке блестящей. Шрифт специфический. Я бы заменила начертание букв и использовала бумагу спокойных оттенков. Опять же, для творческого места мебель не совсем подходящая, но работаем с тем, что есть. Импровизированная выставка на шкафчике? Не уверена, что дети видят её. Плюс пыль, особенно на букетах. Смело можно убирать.

Хорошо, что есть какая-то организация при помощи корзинок. Но их тоже нужно структурировать. Убрать те, которые наполнены редкими в использовании материалами. Например, баночками с клеем. Уверена, что дети в свободной деятельности его не используют. Все папки, альбомы, бумагу убрать за дверцы. И будет счастье. 

Только не говорите, что весь представленный визуальный шум - для проверки. Потому что любой адекватный эксперт, хоть немного приближенный к практике, а не кабинетный, простите, ткнет вас носом. Если папки будут разложены не на детских рабочих местах, а убраны в шкаф, и вы эксперту их покажете, это будет лишь вам на руку.

Друзья, давайте на этом тормозить, материал и так получился объёмным. И у меня уже есть материалы для продолжения разговора о центрах творчества. Но мне в преддверии лета и более менее спокойных педагогических будней хочется пройтись по всем центрам активности, чтобы вы, если такая необходимость имеется, к новому учебному году попытались модернизировать игровую среду и снизить уровень её "шума". Поэтому сегодня вопросов два, прошу ответить на них в формах ниже. Первый:

Второй:

А если помощь в минимизации шума нужна лично вам, и вы не знаете, с чего начать, присылайте фото своих игровых зон мне в личку (контакты в шапке профиля). Разберу и аргументирую вместе с материалами из открытых источников, но гарантирую конфиденциальность.

Коллеги, всё в наших руках. Поставьте лайк этому материалу и репостните его коллегам. Это поможет алгоритмам Дзена понять, что тема важная и востребованная, и, следовательно, рекомендует статью и блог "Методист в отставке" большему количеству заинтересованных пользователей. Здесь мы о работе и совсем чуть-чуть о жизни вне стен образовательного учреждения. В Телеграм-канале "Методист в отставке" всё с точностью до наоборот, но часто с педагогическим подтекстом. Со мной можно дружить там, ссылку оставлю в закрепленном комментарии.

А если вы не читали материал, который положил начало этой теме, вам сюда: