3,6K подписчиков

Травля в классе - сложный разговор. Гл. 151. Почему классный руководитель принимает сторону агрессоров?

454 прочитали
Pinterest
Pinterest

Потому что это проще. Так уж устроен человек: неосознанно для своей безопасности он пытается примкнуть к большинству, чтобы выиграть, а не проиграть. Это инстинкт самосохранения. Учитель - такой же человек, как и ученики. Он боится перейти на слабую сторону, ведь тогда он станет беззащитным и все шишки полетят на него. Справится ли он? А на стороне большинства, конечно же, уютнее и надёжнее. Учитель, в конце концов, тоже был когда-то школьником и знает, каково это - быть жертвой в классе или быть свидетелем. Он всё это прошёл и боится снова попасть в такую ситуацию.

Человеку со стороны кажется, что учителю прекратить травлю в классе - это проще простого. Собрать ребят на классный час, провести соответствующую беседу, объяснить, что так делать нельзя. И погрозить пальцем.

Но на практике так просто это не пройдёт. Дело в том, что у детей есть родители. И эти родители, как правило, активно вмешиваются в школьную жизнь. Многие из них находятся в родительском комитете, лично общаются с директором. Вот, например, ситуация из нашей жизни: когда моя дочь Аня перешла в параллельный класс из-за травли, учительница географии Марина Михайловна жёстко поговорила с детьми-агрессорами. И что бы вы думали? На следующий день родители этих детей пришли к директору и принесли коллективную жалобу, что Марина Михайловна такая-сякая давит на психику детей, навязывает им своё личное мнение, доводит их до слёз. Дети потом плакали! В этот же день директор вызвала на ковёр Марину Михайловну и настоятельно объяснила, что так делать нельзя. Директор сама боялась родителей из этого класса, ведь они могли пойти дальше со своей жалобой. Уже были такие инциденты. Конечно, директор боялась за своё кресло!

Так что, если учитель при травле в классе примет сторону жертвы, то ему придётся противостоять не только целому классу школьников, но и целому коллективу их родителей. Когда в классе идёт травля какого-нибудь ученика, школьники особенно сильно сплачиваются. Дружба против кого-то - это очень крепкая дружба, где есть конкретная цель! Так же сплачиваются и родители. И всё это падает на плечи одного классного руководителя, которому даже директор не поможет. Может, директор и постарается угомонить агрессивных родителей, но классному руководителю точно сделают выговор и ещё что-нибудь.

Считается, что классный руководитель должен быть лидером в классе. Но не всегда это удаётся. Ребята, которые проводят время не только в школе, а ещё и во многих местах, странах и активно пользуются интернетом, не всегда испытывают должное уважение к учителю. Например, школьники, которые мечтают стать богатыми и которые уверены, что самое важное в жизни - это деньги, могут считать учителей неудачниками. И их родители охотно разделяют это мнение. Вообще, учителя и родители учеников часто бывают не согласны во многих вопросах воспитания. Там, где учителя говорят детям "нельзя", родители говорят "можно". И школьники обычно слушают родителей, ведь они им ближе. Поэтому учитель только на своём авторитете не сможет перевоспитать агрессивных детей. Пугать? Проявлять власть? Не всегда это получится, потому что за детьми стоит крепкая стена таких же агрессивных родителей, которые готовы жаловаться директору и на то, что учительница пугала детей, и на то, что превышала полномочия. Трудно, очень трудно учителю что-то сделать в таких условиях! И что бы классный руководитель не сделал, он всегда окажется виноватым!

Поэтому для классного руководителя выгоднее, как бы это ни было странно, чтобы во всём виноватой была жертва. Обвинить её можно легко. Например, эта девочка плохо себя ведёт, у неё нет друзей в классе, а раз у неё нет друзей, то что-то в ней не так! Почему-то дети её не любят. Отведите её к психологу, может, там найдут проблему.

В такой ситуации у учительницы, возможно, будет конфликт всего лишь с родителями этого пострадавшего ребёнка. Это не так страшно, чем конфликт со всем классом и его родителями. Из двух зол надо выбирать меньшее. Поэтому непопулярное решение восстать против большинства - для классного руководителя это трудно! Для этого нужно мужество. Нужны принципы. Не все учителя готовы к этому.

***

В нашем случае, когда в классе случилась травля, классного руководителя Елену Николаевну отстранили от классного руководства. А вот найти другого руководителя для этого класса никак не могли. Все знали, что это за класс и какие там родители, и не хотели с ними связываться. В результате, классного руководителя так и не нашли. Класс взяла завуч Раиса Ивановна. Поскольку все отказались от этого класса, то пришлось это делать завучу. И вы думаете, что-нибудь изменилось? Нет! Всё осталось как прежде...

Продолжение: