Для открытия ИП (регистрации деятельности индивидуального предпринимателя) необходимо:
- заполнить заявление Р21001,
- оплатить госпошлину 800 рублей,
- заполнить заявление (уведомление) о переходе на какую-либо систему налогообложения,
- сделать копию всех страниц паспорта и СНИЛС (не требуется по законодательству, но всё равно часто требуют в налоговой без какого-либо основания),
- сдать всё это в налоговую и получить документы о регистрации.
Один из частых вопросов – можно ли открыть ИП работая официально. Да. Никаких ограничений для работающих в законодательстве нет.
Далее подробнее по каждому пункту:
Заполнить заявление о государственной регистрации ИП по форме №Р21001
Заполнить можно здесь:
https://service.nalog.ru/gosreg/sign-in.html
Для регистрации нужен актуальный бланк заявления. Если изменения в законах вступили в силу недавно, то на сайте налоговой может не быть последней версии бланка заявления.
Если последнего бланка там нет, или если сайт налоговой не работает, надо скачать действующий бланк заявления Р21001 для распечатки на бумаге.
Посмотреть актуальность бланков можно в справочных системах по законодательству. На официальном сайте правительства также можно посмотреть, но там довольно сложно найти нужную информацию.
Сдать документы можно:
Через нотариуса или МФЦ.
Предоставить документы в налоговую на бумаге лично.
Другие способы, которые предлагает налоговая, но фактически они отсутствуют:
С помощью сервиса при наличии у заявителя электронной подписи - у Вас, скорее всего, нет нужной электронной подписи (рутокен ЭЦП 2.0, оформленный на физлицо)
В электронном виде с подписанием в Госключе при авторизации через Госуслуги (ЕСИА) - нужно сдать анализ ДНК.
В электронном виде без электронной подписи заявителя - всё равно надо идти в налоговую лично, чтобы расписаться в документах.
Оплатить госпошлину.
Сумма государственной пошлины — 800 рублей.
Оплачивать госпошлину не требуется при направлении документов в электронном виде, подписанных электронной подписью, в том числе нотариуса.
Однако, при отправке через нотариуса требуется оплатить услуги нотариуса. Отправить со своей электронной подписью можно, но требуется получить электронную подпись не как на предпринимателя, а как на физическое лицо. То есть получится, что надо будет оплатить одноразовую подпись, которая в дальнейшем не потребуется. Обычно это дороже, чем стоимость госпошлины.
Сформировать квитанцию можно здесь.
https://service.nalog.ru/payment/gp.html
Обратите внимание, что госпошлина оплачивается отдельно от единого налогового счёта. Реквизиты могут быть изменены в любой момент, но на сайте при формировании квитанций новые реквизиты появляются не сразу.
Посмотреть актуальность реквизитов можно в справочных системах по законодательству.
Перейти на какую-либо систему налогообложения.
Не обязательно, но если этого не сделать, будет применяться общая система налогообложения (13-15% НДФЛ и 20% НДС).
Можно сдать:
уведомление о переходе на УСН;
заявление на получение патента.
Но тема с выбором системы налогообложения очень длинная.
Что посмотреть для выбора:
налоговый кодекс (ВЕСЬ! Так как ставки налогов часто влияют на сумма денег, которую надо отдать государству, в последнюю очередь).
региональные льготы и надбавки,
привилегии для Вашего вида деятельности на определённой системе налогообложения у контрагентов (которые, конечно же, запрещены в законодательстве, но существуют на практике),
сложности и частота налоговых проверок и возможные штрафы,
стоимость бухгалтерского обслуживания,
дополнительное оборудование, программы и отчётность на разных системах налогообложения.
Направить документы в регистрирующий орган
Подождать до 8 дней (по законодательству – 3 дня, но не всегда регистрируют в такой срок).
Скачать выписку из ЕГРИП с сайта налоговой
или, если требуется для какой-либо деятельности в бумажном виде, то получить в налоговой лично. Также высылают документы на указанную электронную почту.
На бумаге и по электронной почте выдают свидетельство о присвоении ОГРН, лист записи о госрегистрации.
Кроме необходимых от налоговой документов, на указанный адрес электронной почты будет приходить большое количество спама.
Если отказали в регистрации из-за ошибок, повторить действия.
Если отказали незаконно, то написать жалобу на сотрудника налоговой.
Как написать жалобу можно посмотреть здесь:
https://dzen.ru/a/ZfqFp0hoYEGSJIJp
После получения документов можно открывать расчётный счёт в банке, регистрировать кассу, получать лицензии, платить страховые взносы, которые начисляют с первого же дня, даже если нет доходов,
ну, и наконец-то, после всего этого, начинать деятельность.