20 лет назад, 7 июня 2004 года КАМАЗ с рабочим визитом посетил Степашин Сергей Вадимович - председатель Счётной палаты РФ.
В тот день на заводе двигателей состоялся митинг, посвящённый запуску новой технологической линии поршня ЕМАГ.
Степашин С.В., открывая новую линию, сказал, что «КАМАЗ - лучшее предприятие не только в нашей стране, но и в Европе... Самое главное достижение КАМАЗа - это его руководство и те, кто своими руками делает это чудо».
Стоит сказать, что запуск новой линии поршня стал возможным благодаря японскому кредиту. Есть повод немного напомнить об этом кредите.
После пожара на заводе двигателей в апреле 1993 года встал вопрос о его восстановлении. Для этого потребовали огромные средства. В ноябре 1994 года в ходе визита в Японию Сосковца Олега Николаевича – первого вице-премьера правительства Российской Федерации была достигнута договоренность на предоставление Экспортно-импортным банком Японии кредита в размере 530 000 000 долларов на реконструкцию Ярославского нефтеперерабатывающего завода, московского АЗЛК, петербургского предприятия «Импульс», выпускающего микроволновые печи, а также КАМАЗа.
Правительство Японии при посредничестве Эксим-банка выделило кредит на поставки оборудования для модернизации дизельных двигателей КАМАЗа. В апреле 1997 года генеральный контракт вступил в силу.
Кредит был рассчитан на годовой выпуск 75 000 моторов, соответствующих стандартам ЕВРО-1 и ЕВРО-2.
Реконструкция производства равна 437 000 000 долларов США. КАМАЗ из собственных ресурсов должен был потратить 258 000 000 долларов. Заёмные средства на закупку импортного оборудования составили 179 000 000 долларов.
Основной кредит в 150 000 000 долларов (1/3 суммы шла на создание нового двигателя, 2/3 – на восстановление завода двигателей) был выделен в декабре 1994 года сроком на 8,5 лет с началом погашения (ставка – 4,7%) в июле 1998 года. В перечне поставщиков оборудования главенствовала торговая компания КАНЕМАЦУ КОРПОРЕЙШН.
10 июня 1997 года в Набережных Челнах прошла церемония объявления о вступлении контракта в силу. Вот как об этом событии рассказывала газета «Вести КАМАЗа» от 12 июня 1997 года.
Интересные факты были приведены в деловом издании «Бизнес-класс» за июнь 1997 года.
После финансового августовского кризиса 1998 года часть неполученных от японской стороны денег была заморожена. И только в начале 2000-х годов по итогам работы российско-японской межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам была достигнута договорённость о размораживании японского кредита для модернизации дизельных двигателей.
Одним из результатов этой работы и стала линия изготовления поршня ЕМАГ, на открытии которой и побывал Степашин Сергей Вадимович.