Найти в Дзене
Дневник кота нотариуса

Самодарение и альтернативная одаренность

Вы, дорогие мои, знаете, какое у меня отношение к сделкам в простой письменной форме. В особенности к долговым распискам. Но сегодня не про них. Сегодня про договоры дарения.

Понятно, что вопрос с дарением, а конкретно с нотариальным удостоверением договоров дарения недвижимости, – дискуссионный. И я прекрасно понимаю, что нотариальное удостоверение не во всех случаях является необходимым. Легко представить ситуацию, когда родители, например, от чистого сердца оформляют дарственную на квартиру, в которой проживают, на своего сына или дочь. И этот сын (или дочь) не собирается делать с недвижимостью ничего такого, что могло бы повредить его родителям, и, вообще, в семье царят идиллия и полное взаимопонимание, все друг друга уважают и любят. В идеальном мире так оно и бывает. Вот только реальный мир несколько иначе устроен, насколько я могу судить. И даже в описанной выше умозрительной ситуации нет никаких гарантий, что не появится некий третий родственник, который попробует оспорить договор дарения, и всякое такое. 

Вот сегодня, например, нотариус мой отказал в удостоверении договора дарения. Зашли к нам двое – мать и сын. Мать – женщина очень пожилая. Она хотела подарить сыну загородный дом. Нотариус мой начал документы проверять, а по ним видно, что загородный дом, вернее коттедж, в хорошем, можно сказать, элитном пригородном районе, буквально только что построен. И как бы получается, что мать-пенсионерка его на собственные деньги строила и вот, так сказать, положив последний кирпич, решила сыну подарить. Как-то это странно, согласитесь. Нотариус мой посмотрел паспорт сына. Он человек женатый. Тут, в общем-то, и начала прорисовываться классическая схема по сокращению совместно нажитого имущества. Человек создает или приобретает некий дорогой актив, оформляет его на родственника, а потом родственник дарит этот актив человеку. При этом в случае расторжения брака подаренное имущество разделу не подлежит. Тут, опять же, полно всяких двусмысленностей и «не все так однозначностей». Может быть, супруга нашего сегодняшнего заявителя – настоящая мегера, сидит целыми днями дома ноготочки пилит, а заодно мозг супругу своему, в улучшении благосостояния семьи никак не участвует, и всякое такое. Тогда желание мужа подсократить совместную собственность выглядит логичным, по крайней мере с точки зрения справедливости. Но как я однажды замечал: законность и справедливость состоят в отношениях диалектических. Знак равенства между ними поставить можно далеко не всегда. Пожалуй, даже редко. 

В нашем же конкретном случае супруга вполне может попытаться оспорить дарственную. Повторю, мы ведь не знаем степень ее реального участия в строительстве, может, все наоборот, и она вложилась в этот коттедж не меньше, а то и больше мужа. И опять-таки, с точки зрения закона это не так уж важно. Важно то, что с вероятностью 96% наш сегодняшний посетитель пытался прикрыть договором дарения имущество, потенциально подлежащее разделу в случае развода. Потому и получил отказ.