Найти в Дзене
Мир глазами пенсионерки

Он отверг жену, оставил свою дочь, ни разу...

- Мам, а тебе надо подкрашивать глаза.

-Зачем? – Ангелина глянула на свое отражение в зеркале. – Перед кем красоваться в мои-то годы?

- При чем здесь годы? Красиво выглядеть надо всегда.

- О, ты никак мать замуж решила выдать?

- Мам, я вчера в торговом видела красивое платье на тебя. Оно тебе очень подойдет.

- Лара, ни к чему мне это. Сейчас помада стоит не меньше трехсот пятидесяти. А платье, поди, совсем не укупишь? Не, дочь, никогда не говори мне об этом. Все, я пошла, мне еще банки надо закрутить. Кстати, а ты не хочешь мне помочь?

Лариса приехала к матери всего на часок, но самого главного так и не осмелилась сказать.

- Не пойму, для кого ты все это закатываешь? Сейчас круглый год в магазинах свежие овощи, давала бы себе передых. - Чуть с языка не вылетело: «Отец любил твои закрутки…».- Ну, я поехала, приеду на выходные, возможно не одна.

- Замуж собралась? Ну, слава богу, дождусь внуков, а то уже и не надеюсь услышать «бабушка»

- Давай дождемся субботы, - Лариса решила сохранить интригу, надеясь, что мать снимет с себя это тряпье, будет и дома ходить в доброй одежде, а не залатанной.

Она несколько месяцев встречалась с молодым человеком. Роман в основном приглашал ее на развлекательные мероприятия, в кафе. В ресторане были по особому случаю, отмечали его тридцатилетие. Она уже и не думала, что дождется, когда мужчина познакомит ее со своей матерью.

На четвертый этаж решили подниматься по лестнице. У Ларисы судорожно тряслись руки, подкашивались ноги. Она нимало наслышана о Любови Васильевне, Роман ей часто рассказывал о своей матери. И вот она попросила молодого человека задержаться на третьем этаже, чтобы собраться с мыслями, перевести дух. Роман начал ее успокаивать, что его матери понравится любая, она уже устала ждать, когда он в дом приведет невесту.

Открылась дверь, и из квартиры вышел мужчина. Ларисе хватило одного взгляда.

- Папка? – кинуться на шею она не могла от радости. Отец оставил их, кода Лариса училась в восьмом классе.

Девочка пряталась по углам, когда родители скандалили. В своих постоянных отлучках из дома отец всегда обвинял маму, потому что она его запилила.

- Что тебе постоянно от меня надо? Не надоело мне трепать нервы, лучше бы на себя обратила внимание, выглядишь чинушей. – В тот день отец говорил без остановки, не давая матери вставить ни одного слова. Он знал, что жену только задень, она заводится с пол-оборота.

- Не нравлюсь, уходи,- истерично кричала мать, она никогда не отличалась стальными нервами.

- Ты только этого и ждешь? – Ангелина замолчала. Она предполагала, что Сашка опять назовет ее дурочкой, которую он когда-то полюбил. – Вещи могу собрать прямо сейчас. Жалко только Лару, но она вырастет, поймет меня.

- А то она сейчас не понимает, почему ее отца по несколько дней не бывает дома? Я уже устала врать о твоих сверхурочных часах, о том, что тебе легче в городе заночевать у друзей, чем приехать поздно, не выспавшись, опять спешить на автобус.

- Ты можешь говорить все, что угодно, но в этом отношении я чист перед тобой. – Именно эти слова запомнились девочке. Первое время она винила маму в том, что родители разошлись.

Как только поступила в институт, первым ее желанием было найти отца. Куда бы она ни шла, в магазин ли за мороженым, стояла ли на остановке, сидела ли в сквере с сокурсницами, глаза постоянно сверлили толпу прохожих. Потом поняла, что найти отца в таком большом городе все равно, что искать иголку в стогу сена.

Каждый раз, когда видела кого-то похожего на отца, глубоко вздыхала, прислонялась к перилам, либо искала место, на что можно присесть. Постепенно привыкла к мысли, что с отцом им никогда не встретиться. И вдруг такая неожиданность. В ответ услышала:

- Лариса? А ты зачем тут? – потом, увидев, что дочь не одна, понял. – В гости идешь к своему жениху? Ромка – хороший парень, не ловелас. Насколько я его знаю, девок он домой никогда не водил.

- Александр Дмитриевич! Я не пацан, чтоб меня так расписывать девушке. Если вам так хочется поговорить с Ларой, мы зайдем к вам в другой раз, а сейчас нас ждет мама.

Лариса – взрослая женщина, уже давно трезво оценила всю ситуацию, прониклась уважением к матери: не каждая женщина вытерпит постоянные отлучки мужа, причем возвращается домой как ни в чем ни бывало, без всяких объяснений.

Но электрический ток, что пронзил ее тело, когда увидела отца, до судорог сводил кончики пальцев рук, ног. Она не помнит, как приветствовала Любовь Васильевну, как передавала ей в руки скромный букет полевых ромашек, которые она около минуты держала около своего носа.

Любовь Васильевна суетилась, колготилась, радовалась, что ее сын надумал жениться, теперь и она будет гулять во дворе с коляской, соседки будут восхищаться карапузом, лежавшим в ней. Все это для нее происходило как во сне. Роману пришлось толкать ее в бок, и она очнулась в тот момент, когда Любовь Васильевна хвалила соседа , живущего под ними.

- Вот уж где во всех отношениях порядочный человек, а уж сколько лет живет один.

- А ты как будто когда-то видела рядом с ним женщину? – решил вставить Роман свое слово.

- Точно, сынок, никогда не видела. Вот как купил эту квартиру, все один и один. Уж сколько одиноких женщин крутились около него, он даже взглядом их не одарил… Ну а ты, Ларочка, расскажи о своих родителях.

- Мама практически растила меня одна, отец оставил нас, с тех пор я его не видела, - женщина осеклась.

- Вот ведь тва.ри какие! Отец Романа такой же. Бросил меня с сыном на руках и пустился во все тяжкие. Я уже не сосчитаю, скольких женщин он поменял за это время. Но пусть, Лариса, вас это не беспокоит. Рома в меня пошел. Он тоже однолюб.

- Вы до сих пор любите своего мужа?

- Столько времени прошло, о любви разговора уже нет, осталось что-то такое вот, хочется встретиться, поговорить. – Роман устал слушать, он медленно поднялся со стула и вышел на балкон. Отец – для него тоже больная тема, но в отличие от женщин, он никогда не горел желанием с ним встретиться. Но последнее время, как назло, часто с ним видится. Однажды пришлось ему серьезно сказать, чтоб отстал от него.

- Сын, ты же моя кровь. Я же твой папа.

- Папы с детьми живут, а не цепляются за каждую юбку. – Тот как будто и не слышал таких оскорбительных для мужчины слов, продолжает его преследовать. Были и еще разговоры, причем Роман всегда давил на мужское самолюбие, чтоб унизить отца, и он отстал от него.

- Ром, к десерту переходим. Сынок, неси бокалы, а то мы с Ларисой никак не можем наговориться. – Проходя мимо женщин, он улыбнулся, немного покачал головой, удивляясь их болтливости. Нашли же они друг друга. – Ром, понимаю, что вам надо идти, но я вас долго не задержу. Чаек попьем, и можете гулять.

Лариса поблагодарила мать своего жениха, которая так уважительно отзывалась об ее отце. Ей надо во что бы то ни стало с ним встретиться. Они с Романом только вышли из подъезда, как на глаза попался Александр Дмитриевич. Как бы хорошо он ни относился к соседу, но ему хотелось побыть наедине со своей женщиной.

Лариса только собралась с ним остановиться, как жених потянул ее за руку в другую сторону.

- Отстань,- но Роман продолжать крепко держать ее руку. – Телефон-то я могу у него попросить? – Она сделала вид, что обиделась.

- Иди, я жду не больше минуты, - так ему хотелось сказать: или я, или он, но портить свои отношения с Ларисой ему не хотелось. Он, действительно, любил эту женщину до безумия. Она вернулась достаточно быстро, чем вызвала радость на лице жениха.

Лариса постоянно созванивалась с отцом, сидела с ним в ресторане. Несколько раз он приглашал ее домой. И все разговоры у них были только о матери. Отец сожалел, что так неосторожно поступил в свое время.

- Доченька, а все молодость. Думал, встретится такая, которая будет мне в рот заглядывать с меня пылинки сдувать. А они все одним маслом мазанные. Месяц, два паиньки, а потом высказывают свое недовольство. Вот и пришел к выводу, что одному лучше, ни перед кем не надо держать отчета, никому не надо угождать.

- Так ни разу о маме не вспомнил?

- Стыдно, но помнил всегда о ней и о тебе, но гордость не позволила переступить через себя. А она как там все эти годы живет?

- Не тебе рассказывать, как одинокие женщины живут в деревнях.

- Что и мужчины никогда не было? – перебил Александр дочь.

- Какой мужчина, мне кажется, она до сих пор тебя любит, хотя в этом никогда никому не признается, а ваша свадебная фотография так и стоит у нее на прикроватной тумбочке, на ней нет ни одной пылинки. Тебе это о чем-нибудь говорит? - мужчина заулыбался. – Мне тоже. А как ты отнесешься к тому, чтобы встретиться с мамой?

- И как ты это представляешь?

- Я то думала с тобой съездить домой. Но есть и другой вариант: Рома собирается официально делать мне предложение, я вас приглашу обоих. Подойдет? – Лицо отца стало озабоченным, в нем читалась тревога.

- Лара, Ангелину же надо подготовить к такой встрече. Как бы она не испортила тебе такое событие. Не могу поверить в то, что ее характер круто изменился. – Лариса съежилась, к глазам стали подступать слезы.

- Изменилась, еще как, мама стала покладистой, я ни разу не замечала, чтоб она на кого-то повышала голос. Сам увидишь, - она говорила без остановки, только бы не расплакаться. Навязчивая идея не давала ей покоя. Ее замысел не должен сорваться. Все-таки она смогла уговорить отца. Теперь дело за матерью.

Впереди неделя, но она пролетит незаметно, а ей много надо успеть. Принарядить мать, чтоб он ничуть не отличалась от городских мадам. И боится, что эта затея сорвется. Мать никак не хочется заботиться о своем внешнем виде.

На следующий день они приехали с Романом на машине, чтоб устроить матери шопинг. Женщина долго сопротивлялась: зачем ей наряжаться, ведь ее во дворе никто не видит. Потом призадумалась: а дочка не зря приехала с женихом. А еще какой-то сюрприз в субботу. Не дай бог уже свадьба. Ангелина скорехонько собралась. Надела лучшее, что у нее было в шкафу.

Покрутилась перед зеркалом: такие платья уже не в моде. По телевизору, да и у них в поселке женщины даже ее возраста ходят в брюках. Но когда ничего больше нет, нужно довольствоваться этим. Пересчитала свои сбережения, часть все-таки отложила. Не барыня, чтоб наряжаться. Пару купит и достаточно.

Но Лариса на мать потратила всю свою получку: в пакете лежали блузки, брюки, нарядное платье, капри, прикупила кое-что и для дома. Ангелина удивлялась такой щедрости, в то же время недальновидности дочери: ей надо собирать каждую копейку, не всем невестам женихи покупают свадебные платья.

Следующий ее визит был через день. Ангелина стала сокрушаться:

- Ты не работу бросила?

- Мам, у меня отгулов набралось, что за год их не использовать.

- Тогда я не пойму, откуда вдруг такая забота обо мне? Еще раз спрошу, уж не замуж ли ты меня собралась выдать?

- Мам, я люблю тебя, и дороже у меня нет человека. Но мне так хочется, чтоб ты была счастлива, радовалась каждому наступившему дню, а не жила ожиданием неизбежного. Ты еще молодая, за бугор тебе еще рано.

- Говори, не распыляйся, - Ангелина была уже уверена, что ей жених у дочери уже есть на примете. – Давай сразу начистоту, - лицо у матери сделалось серьезным, по нему можно понять, что она не собирается менять свою жизнь.

- Давай чай нальем, что-то в горле пересохло. – Женщины из зала перешли на кухню, уселись на против. Ангелина вся в ожидании.

- Папку я встретила, он не против вернуться к тебе, - настоящая немая сцена. Мать застыла с бокалом в руках.

- И что ты предлагаешь?

- Может стоит вам сблизиться. Для начала проводить больше времени вместе. – Ангелина нахмурилась, погрузилась в раздумья. Лариса решила ее не беспокоить. Пусть мать взвесит услышанное.

Однако, чем больше времени проходило, тем очевиднее становилось, что ее усилия напрасны. Они сидели в гробовом молчании. По лицу матери невозможно было что-то прочитать. Лариса поняла, что ей надо дать время, но оставить одну не могла, испугалась, ее не только шок мог охватить, но и сердечный приступ.

- Мама, прости меня. Я хотела сделать так, чтоб тебе жилось лучше. И чтоб остаток своих дней ты прожила с любимым человеком. – Ангелина вскинула брови и буквально уставилась на дочь, но слова ее застыли на языке.

- Он отверг меня, оставил свою дочь, ни разу не поинтересовался, все ли у тебя есть, не нуждаешься ли ты в чем-нибудь. И такого человека ты называешь отцом?

- Мам, но он любил меня. Я хорошо помню, как он дарил мне куклы, с работы всегда приезжал с подарком, пусть это была шоколадка, но я радовалась.

-Да, виновата я… Тебе ни разу не пришло в голову, что шоколадки были одинаковыми? И куклы, точь-в точь как у твоих подружек? Все это, доченька, было куплено мной в нашем сельмаге. Он только открывал калитку, а я уже из-под фартука доставала гостинчик и совала ему в руки.

- Не может быть, -Лариса не могла в это поверить. Ее сердце превратилось в ледышку.

- У тебя есть время все вспомнить и обдумать, нужен ли тебе такой отец. -У дочери опустились руки, ей остается только сдасться.

- Мам, я поеду, мне надо все это переварить, - Ангелина проводила дочь до остановки. Да, стоит у нее свадебная фотография на тумбочке, но не для того, чтобы ночами рыдать по любимому человеку. Она с помощью ее воспитывала в себе ненависть к мужчинам. Ни одной хорошей черточки в них не видела.

- Доченька, с некоторыми мужьями век долгим покажется, и жизнь – не в радость. А я все-таки пожить хочу. И работа по дому мне доставляет удовольствие. – Не будет же она сейчас рассказывать дочери, через что ей пришлось пройти, живя с Александром.

Она ежедневно доказывала, что хорошая хозяйка. Сашка ни разу не сходил за продуктами, не сходил ни на одно собрание в школе… Ох, и взбаламутила Лариска то, что лежало глубоко на дне болота. Ни одного счастливого дня она с мужем не прожила.

У Ларисы пропало желание встречаться с отцом, потому что слова матери подтвердили отрывки из воспоминаний. Он сам ей напомнил о себе.

- Доченька, ты не забыла, куда мы едем? – Если бы это был не телефонный звонок, она бы разразилась на него громом и молнией.

- Поездка отменяется, - сухо ответила Лариса. И никто ей не виноват, непонятно что вообразила о человеке, который не заслуживает ее внимания.

- Так, может, перенесем на следующие выходные? – Отец еще не знал, что она не только никогда ему не позвонит, но и будет избегать с ним встреч. Именно отец станет причиной того, что она сведет к минимуму посещение свекрови. Будут встречаться с Любовью Васильевной только на их территории с Романом.

А муж и сын смотреть со стороны на женщин, которые больше смахивали на подружек, чем на свекровь со снохой.