Найти тему
"Липецкая газета"

Две любви Героя: земная и небо

Они могли погибнуть, разминуться, проглядеть друг друга в этой жизни. Однако где-то и когда-то они встретились. И в эти весенние майские дни хочется говорить не только о великой Победе, добытой нашими солдатами в кровопролитных сражениях, но и о любви.

Виктор Чернецов родился на фронт был призван из Москвы в феврале 1943-го. А 19-летняя липчанка Анна Жирова получила повестку на второй день войны — 23 июня 1941-го.

Они могли погибнуть, разминуться, проглядеть друг друга в этой жизни. Однако где-то и когда-то они встретились. И в эти весенние майские дни хочется говорить не только о великой Победе, добытой нашими солдатами в кровопролитных сражениях, но и о любви.

Правда, в этой истории немало загадочного, утерянного, необъяснимого, но очень уж герои в ней удивительные, незаурядные. И пусть они, хоть ненадолго, как и в жизни, впрочем,  опять побудут вместе...

«Лично уничтожил до 35 немцев»

«Во всех боях бригады тов. Чернецов показал себя исключительно храбрым, отважным и до конца преданным социалистической Родине бойцом. Переправившись в группе первых на правый берег Днепра, ведя разведку противника, лично уничтожил до 35 немцев и принял активное участие в захвате немецкого разведывательного самолёта...

Ведя разведку на правом берегу Днепра, давал ценные сведения о группировке и силах противостоящего противника. За проявленное мужество и отвагу, за преданность своей Родине в боях с врагом товарищ Чернецов достоин присвоения ему звания «Герой Советского Союза». 13 ноября 1943 г. ПНШ 51- й гвардейской танковой бригады гв. ст. лейтенант Захаров».

Эти лаконичные строки из наградного листа написаны чернильной ручкой по горячим следам. И подвиг парня буквально предстаёт перед глазами.

Завизировали наградной лист прославленные военачальники — командир танкового корпуса гв. генерал-майор Панфилов, генералы армии Рыбалко, Мельников, Ватутин и Крайников.

А герою было всего-то 18 лет! И он уже награждён орденом Красной Звезды. При том, что его только в феврале 43-го призвали в армию. До августа он проходил подготовку во Владимирской области в военно-пехотном училище. А уже в сентябре — в ночь на 22- е, в числе самых первых, по сути, наших бойцов, с ходу штурмовавших мощный Днепр, ширина которого достигала в тех местах до трёх километров, — стрелок-разведчик Чернецов совершил свой боевой подвиг.

В тяжелейших условиях гвардии красноармеец переправился на тот берег и в течение шести суток вёл бой на захваченном плацдарме!

Температура воды в реке была тогда не выше 5 градусов. Маршем подходившие войска без про­медления кидались форсировать Днепр, пользуясь всем, что держится на воде, — бочками, брёвнами, наспех собранными плотами, под непрерывным вражеским огнём, без артиллерийской поддержки.

Немцы были ошарашены внезапно начавшейся масштабной переправой. Они надеялись, пока советские солдаты будут готовить плавсредства, подтянуть дополнительно артиллерию. Но произошло то, что произошло — наши уцепились за правый берег и погнали с него поганых фрицев аж до самого Берлина.

«Боль — это война»

Аня Жирова в это время спасала раненых под Смоленском. 10 октября 1943-го её наградили медалью «За боевые заслуги». Могли ли они тогда встретиться с Виктором Чернецовым? Вряд ли. На войне он был ранен всего один раз, причём легко — в левую бровь. Служил на Украинском фронте. Она же всю войну была старшей хирургической медсестрой отдельной роты медусиления №16 (ОРМУ-16) в 43-й армии в составе Западного, 1-го Прибалтийского, Белорусских фронтов.

В роте было несколько хирургических групп. Они придавались полевым госпиталям, которые развёртывались в лесу, в палатках, вблизи передовой. Раненых везли непрерывным потоком. И операционные работали непрерывно, часто под обстрелами, авиабомбёжками, при свете керосиновой лампы.

Сёстры ассистировали хирургам, делали перевязки, переливали кровь (нередко отдавая свою), выхаживали раненых. С такой подвижной группой Анна Жирова и следовала за боевыми частями, пройдя путь через Белоруссию, Прибалтику до Германии.

1 мая 1944-го ей вручили медаль «За оборону Москвы». Есть сведения, что представляли Анну Жирову и к медали «За отвагу». Но она всегда была скромным человеком, не кичилась своими заслугами, все испытания переносила стоически и говорила, что боль — это война, всё остальное терпимо.

Старший лейтенант медслужбы, она в 1939-м окончила липецкую фельдшерскую школу, из армии уволилась осенью 1945-го и до конца жизни оставалась верна своему медицинскому призванию.

Крутой вираж

Как и где они встретились, мы не знаем. Но совершенно точно известно другое: в судьбе Героя Советского Союза командира отделения разведки гвардейской танковой бригады Виктора Чернецова незадолго до Победы произошёл крутой вираж.

Оказывается, у него была мечта — стать пилотом. И Герою пошли навстречу: в апреле 1945-го он окончил военную авиашколу первоначального обучения лётчиков в Рязанской области, а в 1947-м — Сталинградское военное авиационное училище лётчиков в Новосибирске. Вряд ли в нашей армии был ещё такой второй случай, чтобы Герой Советского Союза из сухопутных войск рванул прямо в небо и стал служить в ВВС.

Исходя из того, что в Липецке Чернецов оказался только в 1959 году, где окончил 1-е Центральные лётно-тактические курсы усовершенствования офицерского состава ВВС, их знакомство с Анной Жировой состоялось раньше как минимум на несколько лет.

Во всяком случае, в их семейном альбоме сохранились более давние снимки. В частности, фотография, подписанная Чернецовым «Анютке — от меня!», датирована 1957 годом. А встретиться они могли, например, в конце 40-х или начале 50-х в Германии, потому что в это время Анна Тихоновна уволилась с должности помощника санитарного врача Липецкой городской эпидемиологической станции. И предстаёт уже в сестринском белом халате на снимках с надписью «Германия, город Франкфурт». А в её трудовой книжке появилась запись о работе в воинской части старшей операционной сестрой.

Чернецов после окончания военного училища тоже служил в ГДР в группе советских войск.

Но впоследствии его направили для дальнейшего прохождения службы на Дальний Восток. А она вернулась в Липецк.

Первым делом самолёты

В ВВС военный лётчик Герой Советского Союза Виктор Чернецов сделал неплохую карьеру. В авиации ПВО дослужился до командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка. В 1956 году был награждён вторым орденом Красной Звезды. В 59-м обучался на курсах усовершенствования в Липецке. Правда, вскоре ему «подрезали крылья». В результате военной реформы тогдашнего главы государства Никиты Хрущёва началось масштабное сокращение советских Вооружённых Сил, и майор авиации Виктор Чернецов, мечтавший летать долго и высоко, остался не у дел. В феврале 1961-го его, 35-летнего военного лётчика, отправили в запас.

С 1962 по 1964 год Чернецов жил и работал в Липецке, был начальником школы гражданской обороны. Анна Жирова трудилась медсестрой в больницах города. Но потом его пригласили в Москву инженером на приборостроительный завод, где производилось оборудование для военных самолётов. Конечно, он поехал. И её звал с собой. Но не сложилось...

Герой Советского Союза полковник ВВС Виктор Чернецов ушёл из жизни в 1991 году. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище в Москве. Анна Жирова пережила свою любовь на 12 лет, её не стало в 2003-м, когда она уже разменяла девятый десяток лет. Похоронена в Липецке.

Их давно нет. Но они заслужили благодарную память за свои военные подвиги, за Великую Победу, за все испытания и горечи, которые изведали в жизни. Как жаль, что остаются после героев только общие слова в справочных изданиях и энциклопедиях, только даты и номера приказов. А они были живые интересные люди, которые воевали, трудились, любили и страдали. И чтобы они не исчезли совсем, давайте о них помнить…