Найти тему
GetLens Get Lens

"ВОПРОС ОТ ПОДПИСЧИКА". ЧТО ТАКОЕ МУАР, И КАК С НИМ БОРОТЬСЯ

Муар, и как с ним бороться?
Муар, и как с ним бороться?

Ну, наконец-то вы раскачались, друзья мои!

А то я уж подумал, что за пять лет существования нашего блога вы настолько преисполнились в технических деталях и творческих нюансах нашего с вами нелегкого ремесла, что свежевозрожденную рубрику “Вопрос от подписчика”, которая призвана снять повышенную информационную нагрузку с лички и шоурума посредством разбора какой-то одной очень интересно-заковыристой темы, пора обратно выводить из эфира, ибо почти все поступающие вопросы ограничивались темой превосходства одной камеры над другой.

А с этим, согласитесь прекрасно справляются наши обзоры и ежемесячные дайджесты.

И вот, свершилось - разбор причин “полосатости кадра”, снятого с электронным затвором, видимо, открыл своеобразный ящик Пандоры, и теперь рубрика укомплектована вопросами на несколько месяцев вперед.

А раз так, то продолжу я, c вашего позволения, с одного довольно редко проявляющегося, но максимально неприятного эффекта, который дословно звучит, как: “... после перехода на бзк меня мучает только один момент - муар, который появляется, чаще всего, на одежде!”, и который, что самое интересное, в рамках нашего блога ещё ни разу не разбирался.

Поэтому, если ваши кадры, нет-нет, но периодически страдают от появления волнообразной узорной “радуги” на текстурах, которые в жизни выглядят абсолютно нормально - записывайте:

Муар - это:
- техническим языком -  появление шума или артефактов на изображении с четкими регулярными рисунками, паттернами,
- простым - волнообразный узор, который на фото тканей, волос, или сюжетов, содержащих повторяющиеся детали, увы, есть, а в жизни, к счастью, нет.

Почему появляется?

У камер есть проблемы с разрешением описанных выше текстур, связанные с размещением пикселей на матрице, т.к. цветовая информация для красных, зеленых и синих пикселей имеет проблемы на краях этих зон, т.к. в изображение записывается не весь цвет.

И вот, когда узор на объекте съемки своей периодичностью оказывается очень схож с расстоянием между пикселями на матрице, то на финальном изображении происходит наложение одного узора на другой, причем не точь в точь, а с разной частотой - то накладываясь друг на друга, то образуя промежутки.

В результате такого неровного сочетания на финальном изображении образуется третий узор, который из называется муаром.

Как бороться?

Пусть лично я с муаром за всю свою карьеру сталкивался мало, но, так уж получилось, что, зная физику его происхождения, как с ним бороться я всё-таки понимаю.

Если непосредственно на съемке, то:
-  можно изменить угол или поиграться расстоянием до объекта, чтоб паттерны друг на друга таким фатальным способом не накладывались,
- на несколько стопов (можно прям уже f/8, чтоб немного снизить деталлизацию) прикрыть диафрагму, если снимаете всегда на самой широко открытой,
- либо же использовать функцию Pixel Shift (если она, разумеется, есть), позволяющую объединить несколько изображений одного объекта в одно высококачественное изображение с улучшенной детализацией и точностью цветопередачи, ибо при сдвиге сенсора для каждого пикселя записывается весь цвет, в результате чего, муар имеет тенденцию исчезать.

Но!

Как правило, муар обнаруживается не сразу, ибо в горячке съемки отснятые изображения досконально не рассматриваются, а уже после, во время отбора, когда внезапно обнаруживается, что на самых удачных кадрах узорами идут костюмы, платья, шторы, гобелены и даже прически.  И вот на этом моменте придется подключать уже графические редакторы.

И вот, если вам всё-таки повезло и муар на проблемной фотографии представлен исключительно в своей цветовой составляющей, когда на текстуре появляется этакая волновая “радуга”, то, в принципе, всё просто:

- в Lightroom - создаем новую кисть, замазываем ею проблемную область, в настройках кисти крутим до пункта “Детали” и тянем ползунок, который так и называется “Mуар” влево, пока “радуга” не исчезнет.
- в Photoshop - создаем пустой слой над основным, переводим его в режим наложения “Цвет”, и беря с зажатым ALT пробу цвета с областей, нетронутых муаром, закрашиваем все области, на которых муар присутствует.

Но!

Если кроме цветовой составляющей на итоговом фото муар представлен ещё и яркостной (вот, как на превью к сегодняшнему посту), когда после ликвидации цвета на текстуре остаются белые и темные полосы, то тут уже придется совершать в Photoshop’е определенные манипуляции, затрагивающие переход в пространство Lab и “химчистистку” муара в каналах “L” и “b”, путем копирования одного канала в другой с последующей инверсией (напишите в комментах, если этот метод требуется подробнейшим образом обнародовать на всю честную аудиторию, потому, как прием специфический, нишевый, как говорится “не на каждый день”, и для полного понимания с последующим освоением требует полноценной развернутой публикации.

P.S. если идею поддержите (особо надеюсь на того, кто этот вопрос и задавал)
накидайте дополнительно ещё фоток с муаром (чем страшнее, тем лучше), которые срочно нужно от него избавить, потому, как при всеобщем вовлечении, демонстрация полной победы над муаром получится максимально народной и показательной!

Обещаю, выпущу вне плана, и как можно скорее!