Найти тему
Business Class

В каждом из нас – маленький Будда, который спит. Эпическое полотно Бертолуччи снова в прокате

Оглавление

Если в «Мечтателях» (18+) действие, как и молодость Бертолуччи, разворачивается в Париже, то с 30 мая мы «отправляемся» за автором на Восток. В рамках Запада режиссеру становилось тесновато: у самурая нет цели, есть только путь. Заскучав от идеологических баталий и психоанализа отношений, мастер сбегает на Восток за вдохновением. Фильм «Маленький Будда» (16+), снятый 31 год назад, стал завершением его восточной трилогии.

Восточный поход Бертолуччи стартовал с эпического «Последнего императора» (18+), получившего аж девять «Оскаров». Продолжение заданный вектор получил в картине «Под покровом небес» (18+). А вот «Будду» критики встретили не слишком восторженно. Но кинопутешествие с камерой гения светотени Витторио Стораро под невероятные саундтреки Рюити Сакамото точно заслуживает внимания. Эта парочка из команды Бернардо Бертолуччи – всегда железный аргумент: «обязательно к просмотру». Рекомендует и «Пермская синематека».

Во-первых, это красиво. Витторио Стораро, как всегда, играет на визуальном контрасте, противопоставляет реальный и сказочный миры. Мы видим дождливый Сиэтл во времена потери надежды в холодных синих оттенках, а история Сиддхарты рассказана оператором в теплых золотистых тонах. В принципе визуал ленты невероятно тактилен.

Во-вторых, сложно представить «Маленького Будду» (12+) без мистической фантазии композитора Рюити Сакамото. Мастер множества музыкальных жанров, он не так часто писал музыку к фильмам, зато работал с лучшими. Говорят, что к «Последнему императору» (18+) по просьбе Бертолуччи он написал 45 композиций за неделю. Впрочем, Бертолуччи требователен во всем. «Вижу изменение характера персонажа даже в поднятом на четверть дюйма подоле», – заявил он однажды костюмеру Джеймсу Ачесону.

Будда был для меня всего лишь упитанным улыбчивым малым

Еще аргумент? Воплощением героя притчи становится Киану Ривз. К моменту съемок (1993 год) актер только начал покорять наши сердца. Еще не вышли культовые «Скорость» (18+), «Матрица» (18+) и «Адвокат дьявола» (18+). Зато Киану успел сняться в лентах «На гребне волны» (18+), «Мой личный штат Айдахо» (18+) и «Дракула» (18+).

Бертолуччи планировал взять на главную роль кого-то из индийских актеров. Киану он заметил в фильме «Мой собственный штат Айдахо» (18+), рассказал ему о новом проекте, о жизни Будды. Первая встреча закончилась ничем. Ривз признавался позднее журналистам, что для него, обычного жителя мегаполиса, Будда был всего лишь упитанным улыбчивым малым: «Я ничего не знал о том, к кому сейчас испытываю глубочайшее уважение». На второй встрече в Риме мастер повторил предложение, а Киану, конечно же, согласился. Иначе и быть не должно было.

Его надо разбудить

О чем фильм? Дано: легендарный сюжет о принце Сиддхартхе, познавшем ценности жизни. Сиддхартха, он же Будда (просвещенный), выросший в полной защищенности от забот и бед, понимает, что так жить нельзя. Нельзя выстроить стену от чужих страданий, а стоит искать причины для устранения бед и учиться пребывать в этом. Что, собственно, герой и делает. Фильм старается рассказать о Добре, о том, что нельзя убивать живое, о познании Жизни.

Картина состоит из двух параллельных сюжетных линий. После смерти великого учителя тибетские монахи по всему миру ищут человека, который стал его реинкарнацией. Выбор падает на трех кандидатов, один из которых – американский мальчик Джесс. Монах Лама Норби приезжает в Сиэттл, чтобы попросить родителей мальчика позволить сыну уехать в Бутан. Там юному герою предстоит пройти путь, который покажет, является ли он перевоплощением учителя. Лама дарит мальчику детский сборник рассказов о жизни принца Сиддхартхи. Истории из книги и становятся второй сюжетной линией. Так действие фильма переносится на две с половиной тысячи лет назад, в мифическую Индию.

В ленте смиксован современный мир, древняя история и философия. По задумке режиссера мы смотрим на происходящее взглядами современного взрослого человека, монаха и ребенка, которые к концу картины приходят к единому восприятию.

Бертолуччи вспоминал после съемок, что буддисты упрекали его: «Как можно называть маленьким Будду, который так велик? Тогда я пошел к Далай-ламе. Он сказал, что в каждом из нас есть маленький Будда, он спит и его надо разбудить».

Фото предоставлено Пермской синематекой