Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня я расскажу вам о православной психологии и православной психотерапии. Какое-то время назад для меня стало большим сюрпризом само существование этих направлений. О них не принято говорить в профессиональной среде врачей-психиатров, психотерапевтов и медицинских психологов. Как направление или дисциплина они не преподаются в ходе подготовки медицинских психологов и врачей-психотерапевтов. Когда я впервые услышал об этом, моему живому воображению тут же представилась картина, как два благообразных человека, психотерапевт и его доверитель, оба воцерковлённые, недавно исповедовавшиеся и принявшие причастие, проводят сессию в те дни и часы, когда это уместно. Но, как оказалось, это только внешняя сторона вопроса. И православная психология, и психотерапия, имеют свою собственную методологию и огромную содержательную часть, имеющую очень мало общего с классическими концепциями «светских» психологии и психотерапии. И эта методология опирается на накопленный огромный исторический опыт.
Можно назвать по крайней мере несколько десятков трудов деятелей православной церкви, посвящённых психологии. В 17 веке православную психологию как дисциплину уже преподавали в Киево-Могилянской академии, а позднее в Московской славяно-греко-латинской академии, а ещё позднее в Московском университете, вплоть до 19 века, когда под влиянием западников произошло активное внедрение «светской» психологии и, позднее, психотерапии. То есть, православные психология и психотерапия для нашей страны являются исторически привычными, верными духу и традициям нашего народа.
Современные нам «светские» психология, психиатрия и психотерапия, хотя и имеют в своих названиях греческий корень «душа», о душе не говорят от слова совсем. Православные же психология и психотерапия базируются на православном мировоззрении, христианской антропологии, учитывают наличие у человека души. В сравнении со «светскими» дисциплинами этот подход представляется мне более целостным, холистическим. Действительно, если мы считаем, что у нас с вами есть душа, то лично мне бы хотелось, чтобы мой психолог или психотерапевт это учитывал. Кроме того, мы с вами знаем, что в «светских» психологии и психотерапии конкретным терапевтом часто используется только одна какая-то концепция, подход или методика. Православные психология и психотерапия гораздо чаще и шире практикуют эклектику – смешение стилей, когда используются полезные методы из разных подходов и концепций.
Существуют и определённые требования к специалисту – православному психологу или психотерапевту. Это должен быть человек высоких духовных и нравственных качеств, имеющий личный аскетический опыт, имеющий профессиональное образование в области психологии или психотерапии, хорошо разбирающийся в вопросах религии и христианского православного учения, и, конечно же, воцерковлённый. Я думаю, что очень приятно и полезно получать терапию у специалиста, которого ты уважаешь, который превосходит тебя по духовным и нравственным качествам, аскетическому и религиозному опыту.
В настоящее время в нашей стране происходит активное развитие данного направления, уже имеются объединения и общества православных психологов и психотерапевтов, накапливается существенная база литературных трудов. Если вам стала интересной данная тема, поищите информацию об этом, её достаточно много.
А я, в свою очередь, буду продолжать изучать данный вопрос и делиться с вами полученной информацией. Будьте здоровы, счастливы и нравственны! С уважением, ваш психотерапевт Баранов Иван Васильевич!