Найти тему
Мир Зари

"Обитаемый остров" А. и Б. Стругацких. Переплетения книг, или От Каммерера к Тристану.

Кадр из фильма "Правдивая ложь". Там и медикаментозный допрос будет.
Кадр из фильма "Правдивая ложь". Там и медикаментозный допрос будет.

Итак, мы снова взялись за «Обитаемый остров» – и совершенно неожиданным образом перенеслись в «Жук в муравейнике». И вот что нас отвлекло от Мака нашего Сима:

«"Акт медицинского освидетельствования". Любопытно. Что это у него такое кровяное давление?.. Ого, вот это легкие!.. Что такое? Следы четырех смертельных ранений… Это уже мистика. Ага… "Смотри показания свидетеля Чачу и обвиняемого Гаала". Семь пуль — однако!»

Максим не прогрессор. Более того, проогрессоров вообще ещё нет, он даже не сотрудник ИЭИ.

«Гм… Некоторые расхождения имеет место: Чачу показывает, что применил оружие в видах самообороны и под угрозой смерти, а этот Гаал утверждает, будто Сим только хотел отобрать у Чачу пистолет. Ну, это не мое дело…»

Вообще-то, попытка отобрать у военнослужащего оружие – это нападение на военнослужащего. Чачу был в своём праве, и никаких расхождений нет. Есть разная трактовка.

«Две пули в печень — это слишком много для нормального человека… Та-ак, скручивает монетки в трубочку… бежит с человеком на плечах…»

Максим не прогрессор, мы это уже говорили?..

Дальше идёт описание крутости Марти Сью… Максима, того, что он не подвержен воздействию излучения, и вот вам вишенка на торте:

«"Подвергнутый форсированным методам, подследственный Сим показаний не дал. В соответствии с параграфом 12 относительно непричинения видимых физических повреждений подследственным, коим предстоит выступить в открытом судебном заседании, применялись только: А. иглохирургия до самой глубокой с проникновением в нервные узлы (реакция парадоксальная, форсируемый засыпает); Б. хемообработка нервных узлов алкалоидами и щелочами (реакция аналогичная); В. световая камера (реакции нет, форсируемый удивлен); Г. паротермическая камера (потеря веса без неприятных ощущений). На этом последнем применение форсированных методов пришлось прекратить"...»

И вот тут нас приплюснуло. Как мы уже говорили, Максим – не прогрессор, у него нет никакой профильной подготовки, но… Помните историю с Тристаном и Абалкиным? Как Абалкин мог получить номер Сикорски, вообще хоть какую-то информацию, от полевого врача, человека куда более подготовленного, чем молокосос Максим Каммерер? Никак. То есть версии о том, что Тристана пытали в контрразведке ОИ, или его потрошил сам Абалкин – несостоятельны.

Но оставим пока тему с повестью «Жук в муравейнике», она получит продолжение, но позже. Вернёмся к Максиму. Итак, что мы знаем, кроме того, что знали раньше?

Он не подвержен излучению. На методы допроса реагирует неадекватно – засыпает. Вот что это? Психологическая защита? Простите, откуда ТАКАЯ защита у «неудачника из ГСП»? Особенность реакции организма землянина на методы местных «специалистов»? Но, может мы чего не понимаем, но какая разница, какой иголкой в тело тыкать? Или – что?..

Представьте, идёт Максим по лесу, спотыкается, падает. Ведь может такое быть? Может. Сучек протыкает кожу и попадает в нервный узел, и… или другая ситуация, заноза входит под ноготь. Такое тоже может случится. Или… Вариантов масса. Вон, Максим воду пил, грибы трескал, рыбку испорченную ел – и ничего. Он не засыпал, почесался, да и только. Иными словами, Максим обучен переносить пытки. Он обучен переносить форсированный допрос, по сравнению с которым методы, которые применялись к Бекасу (одна из серий трилогии «Операция Резидент») – детский лепет.

А теперь вопрос. Зачем подобные навыки или способности нужны рядовому землянину, который не блещет никакими талантами, крепкий такой середнячок? Он же из тех самых троечников, которые восторженно смотрят на сотрудников ГСП. Навыки и умения, которые описаны в данном отрывке – это навыки и умения подготовленного разведчика, а никак не неудачника.

А теперь про «крышу». Давайте прикинем, что есть против Максима.

Непроверенная биография. Раз. Два – сомнительное и неблагонадёжное поведение. Три – неисполнение приказа. Четыре – нападение на офицера. Пять – участие в теракте, повлёкшим смерть военнослужащих, взрыв башни и тем самым нанесение ущерба обороноспособности страны. И под конец:

«"Заключение Особой комиссии Департамента
общественного здоровья. Материал: Мак Сим…. Примечание: считаем своим долгом присовокупить, что данный материал (Мак Сим, ок. 20 лет) представляет опасность ввиду возможных генетических последствий. Рекомендуется полная стерилизация или уничтожение…"»

И? И ничего. Наш Максим отправляется на каторгу. Должен был – в крематорий, или на биоматериал для экспериментов, а его… на каторгу, подальше от лабораторий. Причём его так убирают со сцены, что даже Странник вынужден обращаться к Государственному Прокурору. Если до этого Странник искал Максима по остаточному принципу, то теперь он реально его разыскивает.

Под финал этой статьи хочется привести ещё один отрывок, который показывает, что не всё так просто в Стране Неизвестных Отцов:

«— Кох. Что там было с нападением на конвой?
— Четырнадцать суток назад, — сейчас же зашелестел референт, словно читая заранее подготовленный текст, — в восемнадцать часов тридцать три минуты на полицейские машины, переправлявшие подсудимых по делу номер 6981-84 из здания суда в городскую тюрьму было совершено вооруженное нападение. Нападение было отбито, в перестрелке один из нападавших был тяжело ранен и умер, не приходя в сознание. Труп не опознан. Дело о нападении прекращено.
— Чья работа?
— Выяснить не удалось.
— То-есть?
— Официальное подполье не имеет к этому никакого отношения.
— Соображения?
— Возможно, действовали представители левого крыла подполья, пытавшиеся освободить подсудимого Дэка Потту по кличке "Генерал". Дэк Потту — ответственный и опытный работник штаба, известен тесными связями с левым крылом…»

Некая группа сопротивления из «левого крыла» попыталась освободить Генерала. Нет, не так. Некая группа из «левого крыла» Сопротивления, про которую никто ничего не знает, пыталась освободить Генерала. А Генерала ли? Причём эта группа настолько законспирирована, что опознать убитого бойца не удалось. И знаете, что нам вспомнилось? Таблетки, которые выдал Генерал, и которые якобы усовершенствовал Максим… Итак, нападение на конвой. Судя по всему, в этом нападении никто из полицейских не пострадал, но был убит один нападавший… Странный момент. Возможно позже мы поймём, к чему он. Пока это нападение кажется абсурдным.

К Гагу, Гиганде и Корнею Яшмаа мы вернёмся чуть позже. А пока продолжим с Маком нашим, Симом. Мы не знаем, и теперь не узнаем, специально ли, сознательно, переплетены книги прогрессорского цикла и в целом книги Мира Полдня, между собой. Но эти переплетения очень интересно распутывать. Это тот уникальный случай, когда вроде бы не прописанный мир обретает вполне конкретные очертания. Мир Полдня может нравиться или не нравиться, может тянуть к себе, а может, наоборот, отталкивать – этим он и ценен. И знаете… Это может показаться странным, но хорошо, что авторы не раскрыли нам все детали в последующих интервью. Так что - читайте Стругацких и думайте. Именно потому, что их книги стимулируют, заставляют думать, их и читают до сих пор.х

Фэнтези
6588 интересуются