Здравствуйте, дорогие слушатели радио АСТРА-Х и читатели нашего ДАЙДЖЕСТА!
В греческом алфавите есть буква «тау», которая похожа на нашу заглавную букву «Т». Она обозначается символом Τ. Эта буква также используется в латинском алфавите, где она выглядит как заглавная буква «T».
В древнегреческом и современном алфавите буква «тау» занимает шестнадцатое место. В созвездиях тоже есть свои буквы: Альфа — самая яркая звезда, Бета — вторая по яркости и так далее.
Например, есть созвездие Северная Корона, которое не очень яркое. В нём есть звезда, которая считается повторно вспыхивающей. Это значит, что она периодически становится ярче, как сверхновая звезда.
Я часто рассказываю о взрывах сверхновых звёзд с горящими глазами. Сверхновые звёзды — это звёзды, которые вспыхивают и взрываются. Когда в ядре звезды происходит коллапс и образуется плазма из железа и никеля, дальнейший синтез становится возможным, но он происходит с поглощением энергии, а не с её выделением.
Поэтому звезда начинает сжиматься, а внутри работает термоядерный холодильник. Он преобразует энергию сжатия в тепловую энергию, которая затем превращается в другие формы энергии.
Затем происходит коллапс, и сердцевина звезды превращается в сгусток нейтронов. Когда нейтроны становятся протонами, а протоны — электронами, они испускают мощный поток нейтрино.
Существуют так называемые фазовые переходы — например, переход вещества в нейтронное состояние. Это особая фаза, которая может происходить скачком, подобно тому, как вода переохлаждается и внезапно превращается в пар.
Астрофизические триггеры — это взрывы сверхновых. Новые звёзды относятся к этому классу, включая так называемые повторные новые.
Одна из таких звёзд называется Тау Северной Короны. Сейчас мы объясним, как она возникла и почему имеет периодичность.
Эта звезда похожа на наше Солнце, которое превратило всё доступное вещество в углерод. Однако она не может продолжать этот процесс, так как её плотность уже слишком высока.
Часто случается, что наше Солнце может быть таким же красным гигантом. Многие звёзды являются кратными, то есть входят в систему из нескольких звёзд. Например, двойные звёзды обращаются вокруг общего центра тяжести.
У белых карликов часто есть соседи — красные гиганты. Эти соседи также являются будущими белыми карликами, которые переживают фазу превращения.
Сначала в звёздах водород синтезируется в гелий, а затем, когда гелия накапливается достаточно много, он превращается в углерод. Этот процесс сопровождается выделением большого количества энергии, и звезда становится красной и огромной.
Радиус такой звезды может быть сравним с радиусом орбиты Земли или даже орбиты Марса. Она хорошо теряет свою атмосферу, которая представляет собой сильно ионизированный газ.
Этот газ теряется звездой, потому что он достаточно горячий: его температура составляет 4000 кельвинов. Это означает, что частицы движутся с большой скоростью на большом расстоянии от центра звезды. Из-за этого ускорение свободного падения там очень маленькое, а космическая скорость тоже небольшая.
Существуют так называемые эруптивные звёзды. Если звезда гигантская, то она обязательно будет эруптивной. С её поверхности разбегаются молекулы. Рядом с такой звездой может находиться белый карлик, который собирает атомы и молекулы гелия с её поверхности. В некоторых случаях на поверхности белого карлика может оказаться водород.
Важно отметить, что водород никогда не бывает чисто водородным гигантом. Он всегда содержит гелий. Некоторые учёные рассказывают о звезде, которая падает на поверхность белого карлика. Белый карлик имеет размер Земли, но его масса сравнима с массой Солнца. Ускорение свободного падения на поверхности белого карлика очень высокое, поэтому улететь оттуда невозможно.
Всё зависит от пары звёзд: как они находятся на орбитальном расстоянии друг от друга, насколько они эруптивные и какова их корона. В 1866 году была зафиксирована вспышка, которая хорошо наблюдалась астрономами. Через много лет, в 1946 году, произошла повторная вспышка, которую почти проспали астрономы.
Главный человек, который следил за повторными вспышками новых звёзд, сказал, что ночь холодная, и он пойдёт спать. И тут она вспыхнула! Эту звезду зафиксировал любитель астрономии из Амурской области. Он был обходчиком железнодорожных путей и заметил новую звезду, наблюдая за звёздами ночью.
Прошло 80 лет с момента, когда начали бить в колокола и объявлять тревогу. В этом случае важно мыслить диалектически, как говорили в советское время.
В 1938 году, за 8 лет до повторной вспышки, звезда начала проявлять признаки активности. Она как будто разгоралась, и её эруптивные составляющие усиливались. Красные гиганты, подобные этой звезде, известны своей нестабильностью. В их недрах происходили турбулентные процессы, и они усилили выбросы.
В Риме, за 8 лет до вспышки, астрономы заметили изменения и решили, что с мая по сентябрь, возможно, даже в мае, произойдёт событие. Мы проверим это утверждение и увидим, насколько оно верно.
Теперь мы знаем, что звезда очень сильно сжата и достигает массы, при которой на поверхности раздела между вырожденной углеродной плазмой и газом гелием возникает неустойчивость. Углеродная детонация происходит, когда углерод и гелий перемешиваются. Это приводит к термоядерному взрыву, в результате которого огромное количество гелия превращается в углерод.
Это жуткое дело.
Рано или поздно, возможно, нам повезёт. Я имею в виду, что однажды произойдёт событие, которое мы называем «сверхновая звезда типа 1А». Это очень важно для астрономов, потому что такие объекты всегда вспыхивают с одной и той же яркостью.
Когда белый карлик увеличивает свою массу до примерно 40% больше массы нашего Солнца, он уже не может оставаться белым карликом. В его ядре происходит термоядерная реакция, которая приводит к детонации всего карлика. В результате на поверхности происходит термоядерная реакция, а внутри — реакция с огромным количеством протонов, которые превращаются в нейтроны.
Когда масса белого карлика достигает предела, он превращается в нейтронную звезду — комок нейтронов. Это стандартная вещь, которая происходит, когда белый карлик достигает своего предела.
Но кто знает, может быть, однажды и наша звезда тоже превратится в нейтронную звезду. Это будет удивительное событие, которое мы увидим, когда новости дойдут до нас. Но это произойдёт не скоро, через несколько тысяч лет.
Интересно, что свет от таких событий приходит к нам очень поздно. Возможно, мы узнаем о том, что наша звезда превратилась в маленькую нейтронную звезду, только летом или осенью. Это будет очень важно, потому что мы сможем определить расстояние до звезды и уточнить постоянную Хаббла, которая используется для измерения больших расстояний.
Пока же будем ждать этой вспышки, которая будет видна невооружённым глазом. Но даже сейчас мы можем наблюдать за звёздами с помощью простейших оптических приборов, таких как зрительная труба или бинокль.
Спасибо вам за внимание!
Всех вам благ!