Помните знаменитый лозунг большевиков «Грабь награбленное»?!
Как вы думаете, что потом с этим награбленным у буржуев добром стало?
Понятно, что что-то исчезло, что-то большевики продали в годы большой распродажи реквизированных ценностей за бесценок. А что-то осело у новых хозяев жизни. И с этим добром порой случались трагикомичные истории, как это получилось с красным командиром Фёдором Ладьиным.
В конце декабря 1928 года в гости к Ладьину пожаловал неожиданный гость. Нет, не Дед Мороз, а совсем наоборот – финансовый инспектор. Он осмотрел имущество, находящееся в служебной квартире красного командира и пришел к выводу, что товарищ Ладьин с семьей эксплуатирует в личных целях бесхозный музыкальный инструмент. Да не какой-нибудь, а рояль фирмы «Беккер», на котором дочери краскома учились музицировать. И теперь фининспектор потребовал поставить этот рояль на государственный учет, а если товарищу Ладьину разрешат им пользоваться, то пускай он его оплатит по определенной комиссией стоимости.
Товарищ Ладьин, конечно, с таким решением фининспектора не согласился, потому что этот рояль стоял в его квартире всегда. «Всегда» в данном случае означает последние 10 лет, то есть, со времен революции, когда красный командир заехал в доставшуюся ему от буржуев и врагов пролетариата квартиру, в которой и обнаружился этот музыкальный инструмент. Он его не реквизировал, не отбирал, рояль просто достался ему вместе с квартирой от прошлых хозяев жизни. Так как поселился красный командир в Петербурге, в доме по адресу Фонтанка, 53, квартира 13, а это у нас, насколько я понимаю, бывший дом Дирекции Императорских театров, то роялю удивляться не стоит. А еще до революции в этом доме жил писатель Боборыкин, тот который написал роман "Китай-город" и придумал Василия Тёркина.
То, что на музыкальный инструмент стоит на всякий случай выправить какую-нибудь бумагу на право владения, товарищ Ладьин не догадался, наивно думая, что все вокруг народное, все вокруг мое. В 1928 году неожиданно оказалось, что не его, а казенное. Потому что это на первых порах говорили, мол «Грабь награбленное». А потом большевики мигом на все награбленное навесили инвентарные номера и сообщили, что у нас вообще-то все государственное. А если вы считаете, что это ваше, то извольте предъявить документики, с чего бы это вдруг дорогой кабинетный рояль стал вашей личной собственностью, а не достоянием республики. Для понимания, уважаемые читатели, рояль фирмы «Беккер» это вам не какое-нибудь там пианино «Ласточка». На роялях и пианино этой фирмы императрица Александра Фёдоровна в своем Александринском дворце музицировала.
В общем, товарищ Ладьин написал заявление в Лениградский обком ВКП(б) с ходатайством отдать рояль его семье, раз уж он стоит у него 10 лет:
«Упомянутая рояль закреплена за мной не была, в виду того, что при моем обращении в совет Центральнаго района и НАРОБРАЗ я там толку никакого не добился, кроме того в силу своих военно-служебных обязоностей в Ленинграде бывать приходилось редко, да и во время борьбы с белогвардейщиной об этом совершенно и не приходилось думать…
Находясь же на военно-морской службе и получая скромный оклад жалованья (основной 80 рублей), имея на своем иждевении пять взрослых членов семьи (младшей 14 лет) уделить из этого хотя бы в расрочку не большую сумму я совершенно не могу, но вместе с тем рояль мне крайне не обходима для обучения на ней музыкальному искуству своих детей из которых трое пионеров находятся при 54 и 65 базах. А по этому ходатойствую пред областкомам ВКП(б) о содействии закрепления упомянутой рояли за мной без платно»
В этом заявлении прекрасно все: и остатки старой орфографии: рояль женского рода, что так удивительно в наше время, но было правильно до революции, достаточно вспомнить, например, рассказы Чехова или «Центральнаго района», и «основное жалование» красного командира в 80 рублей, что вообще-то было совсем не густо. Но самое главное, конечно, не это, а сам/сама рояль, из-за которой разгорелась вся эта история.
Как вы думаете, разрешили товарищу Ладьину пользоваться инструментом бесплатно и дальше?! Он ведь даже поддержкой «Призидиума Совета Центрально Городского района» заручился, специальную просьбу там оформил!
Нет! Советская власть своего не упустит и бесхозную рояль определит в правильном направлении. На свое ходатайство товарищ Ладьин получил ответ от Ленсовета, по которому его заставили заплатить за инструмент:
«..Секретариат Президиума Ленинградского Совета сообщает, что Президиум Совета согласен с решением Облфа от 25.02.1929 о предоставлении командиру РККФ тов. Ладьину Ф.А. госфондовского рояля с 15% скидкой с оценочной стоимости 300 рублей за 225 рублей, с рассрочкой платежа на 6 месяцев, но не бесплатно, как просит тов. Ладьин о чем просьба поставить и его в известность.»
К сожалению, не знаю, как дальше решал свои неожиданные финансовые проблемы красный командир и как сложилась судьба его дочерей в годы блокады. Сам товарищ Ладьин пережил все репрессии и чистки тридцатых годов, Финскую и Великую Отечественную войну с блокадой. В 1941 году ему исполнилось уже 55 лет, что не помешало пожилому офицеру закончить войну в звании кавторанга. Начальник мастерской связи за годы войны заслужил орден Красной звезды, Красного знамени и даже орден Ленина, а значит, служил и воевал на своем боевом посту более чем достойно.
Но в 1929 году история с ним случилась, конечно, оригинальная.
----------
Не ленитесь, ставьте лайки :) Они поднимают настроение и вместе с вашей подпиской помогают развитию канала.