Исторически Великая Китайская стена не просто служила защитой от набегов кочевых племен, но и символизировала мощь и технологическое мастерство древнего Китая. Созданная более двух тысяч лет назад, стена была не просто военной линией обороны, но и мощным инструментом политической и культурной интеграции, способствуя формированию китайской национальной идентичности.
Она играла ключевую роль как в формировании внутреннего представления о Китае, так и в его восприятии на международной арене. Великая Китайская стена выступает не только как физический барьер, но и как метафорическая граница, отделяющая и защищающая уникальные культурные и исторические традиции Китая. Она стала символом национального достоинства и непоколебимости духа, который пронизывает историю страны на протяжении многих веков.
Место Великой стены в эволюции китайской идентичности
С течением времени значение Великой Китайской стены претерпевало изменения, адаптируясь к нуждам различных исторических периодов. В периоды угрозы от северных племен стена выполняла роль этнического барьера, разделяющего китайцев и варваров. Во времена слабости государства она напоминала о культурном и географическом единстве Китая. При колониальном вторжении и крахе империи стена стала символизировать неэффективность имперского управления и служила напоминанием о том, как изоляционизм и консерватизм сделали страну уязвимой перед западным влиянием.
С отказом от монархии и при образовании Китайской республики (1912-1949) происходило переосмысление стены как символа, связанного с новой национальной идентичностью. Несмотря на отсутствие убедительных доказательств физического существования "Великой Китайской стены" в некоторые периоды, её культурная значимость оставалась неизменной, символизируя претензии на территорию и историческое наследие империи.
Лу Синь, выдающийся консервативный писатель, в своем эссе 1925 года "Длинная стена" размышлял о бремени этого наследия и о последствиях для имперского Китая. Он писал: «Я всегда чувствую, что нас окружает длинная стена, сложенная из старых кирпичей, отремонтированная и расширенная новыми. Эти старые и новые кирпичи окружают каждого из нас. Когда же мы перестанем добавлять новые кирпичи к Длинной стене? Эта великая, но проклятая Длинная Стена!»
Даже после свержения последнего цинского императора, миф о Великой стене продолжал оставаться актуальным в китайском дискурсе. В современной КНР западное представление стены как символа величия и мощи вновь обрело актуальность, став обновленным знаком национального единства и силы.
Истинный человек дойдёт до Великой стены
В современном Китае сохранение и реставрация Великой стены превратились в патриотическое деяние. Стены династии Мин вокруг Пекина тщательно восстанавливаются и иногда воссоздаются заново перед каждым значимым юбилеем или международным событием, став фаворитом для официальных портретов мировых лидеров.
Одним из ключевых моментов, укрепивших статус Великой стены как символа Народной Республики Китай, стал миф о Великом походе (1934-35), созданный Коммунистической партией. Подобно строительству стены, Великий поход Красной армии из провинции Цзянси в Яньань был представлен как выдающееся достижение, осуществлённое благодаря коллективным усилиям.
К тому времени ассоциации стены с первым императором Цинь Шихуанди перестали быть воспринимаемыми как проблема, так как конфуцианство осуждалось как пережиток феодального прошлого и было подвергнуто критике вместе с переоценкой самого Цинь Шихуанди.
В эпоху маоизма репутация Цинь Шихуанди как уничтожителя книг и гонителя конфуцианских ученых уже не считалась недостатком. Сам Мао Зэдун провозглашал, что коммунизм "похоронил" в сто раз больше ученых, чем Цинь Шихуанди.
Гиды в Пекине часто повторяют фразу: «Тот, кто не достиг Великой стены, не является истинным (ханьским) человеком», используя цитату из стихотворения Мао. Изначально это стихотворение относилось к распространению коммунистических идеалов с юга на север страны, но со временем оно стало частью общего языка и способствовало возрождению интереса к уже частично разрушенной стене.
Таким образом, Великая стена снова стала катализатором формирования китайской идентичности, символизируя коллективные усилия и упорство в возрождении нации, а также утвердившись как знак этнического единства, подчеркивающий связь между национальной идентичностью и ханьской этнической принадлежностью.
Стена в искусстве
В постмаоистскую эпоху Великая Китайская стена обрела новую символическую значимость для китайских интеллектуалов, став платформой для дискуссий и переосмысления современной китайской идентичности.
Проект "Стена: трансформация современного китайского искусства" под руководством куратора и искусствоведа Го Минлу стал одним из наиболее успешных предприятий, направленных на интеграцию этого художественного изучения. Проект показал, как риторика Великой стены остаётся релевантной и влиятельной в современном культурном контексте Китая.
На выставке Великая Китайская стена выступает не просто как тема, но как живой субъект, с которым художники вступают в диалог. Это взаимодействие позволило исследовать разнообразие тем, от национального наследия и культурных нарративов до социальных ран и противоречий.
Одной из знаковых работ, фокусирующихся на стене, является "Призрак, стучащий по стене" (1990–1991), созданная концептуальным художником Сюй Бином. Используя технику растирания, схожую с фроттажем, он взял отпечатки с участка стены Цзиньшаньлин. Соединив их, он воссоздал документированную копию стены в натуральную величину.
Название работы играет на словах с идиомой, обозначающей зацикленность на собственных мыслях, и одновременно ссылается на миф о том, что в стене похоронены те, кто погиб при её строительстве — урбанистическая легенда, уходящая корнями во времена династии Хань и напоминающая о жестокости первого императора.
Какие факты о Великой стене вам наиболее интересны?
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: