Русская - народная сказка... А сказка ли? Повествование не о язычестве, а о смирении и гордыне... Даже, о великом даре смиренномудрия. Именно так я её и вижу.
Сценарий, актёрский состав, кадры из кинофильма. Личное впечатление
Представляю вашему вниманию замечательный короткометражный кинофильм Юрия Желябужского - "Морозко" 1924г, восстановленная версия.
В этом году исполняется 100 лет со дня создания данного удивительного шедевра отечественного кинематографа.
Итак, начну истории сей, как поучительно-сказочной, так и сказочно-поучительной, повествование...
Жили - были старик со старухой...
Такие, вот, занимательные беседы выходили у супругов ежедневно. Динамичные и содержательные. Поучает старика старуха целый день, сил своих не жалея, учит его, "неразумного и окаянного" уму да разуму.
Сцену назову: "Бабкины наставления мужу; ну и попутно всем досталось"...
***
Действующие лица и исполнители:
Старуха -- В. Массалитинова
Старик -- В. Топорков
Дочь -- Г. Громова
Падчерица -- К. Еланская
Эти ведущие актёры -- настоящие звёзды отечественного кинематографа своего времени. Память о них сохранилась и дошла до нас на плёнке.
***
Так и живут они "душа в душу" — все Матушку слушают, уклада своего семейного от взора-то людского не тая: одни -- спят до обеда, другие работают не покладая рук "ни свет - ни заря"...
А мачеха-то дочки, стариковой, не любила — до света на работу, ногой в бок, будила... Пинала падчерицу, просыпаясь и потягиваясь сладко, которая спала прямо на полу, под её лавкой...
***
Марфуша — падцерица, а не дочка, как в другом известном, одноимённом советском фильме 1964 года.
А эта дива — просто дочка мачехи, без имени (странно, конечно).
Актриса изумительно чувствует и играет свою роль, несмотря на гротеск.
Гротеск — это способ художественного формообразования и жанр в искусстве, в котором комически или трагикомически обобщаются и заостряются жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма.
***
Умаялось, дитятко сердешное, сиднем сидеть-то дома у печи, да жевать калачи...
Я бы дала ей имя — Соня, потому, что не бодрится она ни телом, ни духом. Спит её душа, убаюканная, как метелью, излишней маменькиной лаской и попечением многим, а наипаче гордыней великой, цель которой не любовь, а собственное материальное благополучие и достаток, да место "достойное" в обществе...
Но мечтам старухиным осуществиться так и не пришлось...
Только цена за то желанное роскошество оказалась слишком высока, да неподъёмна.
Об авторе кинокартины и съёмочной группе
Великолепна режиссура и постановка Юрия Желябужского. Он же является автором сценария и кинооператором.
Юрий Андреевич Желябужский (1888–1955) — российский и советский кинооператор, режиссёр и сценарист, педагог.
В 1919–1920 годах был одним из руководителей московской группы кинохроники. В 1924 году поставил около десяти игровых картин, среди которых хорошо принятые публикой «Папиросница от Моссельпрома» и «Коллежский регистратор».
В 1940–1943 годах был заместителем директора ВГИКа по учебной и научной работе. С 1940 года — профессор кафедры операторского мастерства. После 1944 года работал на киностудиях «Воентехфильм» и «Моснаучфильм».
В последние годы жизни работал над докторской диссертацией «Некоторые вопросы изобразительной композиции советского фильма».
Вот смотрю я фильм и думаю, как удивительно слажена работа съёмочной группы в кадре; кинооператор так чётко понимает чего хочет от камеры режиссёр... Вот это уровень! Да сколько же потрачено сил и времени для достижения подобного результата?! При том удивительном факте, что время съёмок - 1924 год!
"А ларчик открывался просто" - это работа одного человека.
Конечно, трудов понесённых актёрским составом, да и всей съёмочной группой, я ничуть не умаляю. Работу, которую проделали люди — колоссальна. Однако, автор сценария-режиссёр-постановщик-оператор великолепен в своём мастерстве!
Хочется отметить удивительную работу актёров массовки! Видно то, что каждый актёр подбирался режиссёром со всей тщательностью и скрупулёзностью, как бриллиант в оправу для смысла повествования... Только взгляните, на это, что они "творят"!
Задорно играют, однако! Убедительно, без тени сомнения для зрителя!..
До сих пор поучительная повесть не теряет своей актуальности и сегодня в современном мире, потому, как мир не меняется и человеческие пороки неистребимы, к сожалению, в этой временной жизни.
Желаю всем приятного, а главное - полезного просмотра!
Благодарю за внимание!
С уважением к читателю, автор