Найти тему
Эдвард Радзинский

90-е. Это был наш февраль 17 года...

Последняя пьеса, которую я успел увидеть на сцене, прежде чем решил уйти из театра, – «Спортивные сцены 1981 года». Ее тоже поставили в Театре Ермоловой – и, конечно, тоже после перестройки. Ставил спектакль еще один лидер нашей режиссуры Валерий Фокин. И он собрал воистину суперзвезд. В одном спектакле играли Татьяна Доронина, Олег Меньшиков, Виктор Павлов и
Татьяна Догилева.

Содержание пьесы. Две пары по выходным бегают вместе трусцой на природе. Молодая –чуть за двадцать. И пожилая – чуть за сорок. Но «чуть за сорок» – два отлично сохранившихся тела, полных жизни и здоровья.

И во время этого совместного бега обе пары то расходятся, то опять сходятся, наконец, расходятся навсегда… чтобы снова сойтись. И в конце приходят к тому же, с чего начали! Они оказываются на исходной точке бега. И никуда им из этого круга не вырваться. Банальная метафора жизни – белка в колесе. Но все это происходит перед перестройкой – на фоне надвигающегося краха системы.

И сорокалетняя героиня пьесы, дочь одного из партийных начальников – отчетливо чувствует: наступает пугающий и новый мир. Уже появились они – «деловые люди». Спекулянты, хозяева подпольных фабрик, дельцы с валютой. Идеология, создавшая великую большевистскую империю, умерла. И партократия давно стала обычным чиновничеством. А чиновник в России, как
справедливо утверждал классик, «может все, кроме одного – не брать взятки».
И «деловые люди» с легкостью разложили систему. Теперь они вольготно существуют радом с нею – незримые хозяева жизни… Уже созданы стартовые состояния, с которых рванется в журнал «Форбс» будущий русский капитализм.
И героиня кричит в ярости:

Как они все похожи! Будто помечены клеймом! Они все скупают – баб, антиквариат, «Мерседесы». Как расплодились! Сколько ни сажали – все равно всюду они! В графе «занятие» надо писать: «воры», в графе «национальность» – тоже. Деловые люди! Воры!

Но социальная коллизия – всего лишь фон, на котором происходит этот бег по кругу. Главное в пьесе этот бег и крушение жизни женщины. Ее молодость осталась там – в советском прошлом. Вместе с неудачными романами, поруганной девичьей любовью. Ее нынешний муж, вчерашний жалкий «крестьянский сын» Михалев, за которого она, советская аристократка, когда-то вышла замуж, чтобы отомстить другому, любимому.

Я написал пьесу в 81 году и так ее и назвал: «Спортивные сцены 81 года». И она благополучно лежала у меня в письменном столе. Но когда наступила перестройка, пьесу поставили!

Тогда, в НАЧАЛЕ, было время гражданственности. Время популярности демократических идей, время журнала «Огонек» – тогдашнего властителя дум. Это был наш февраль 17 года, который так же скоропостижно умрет. Но тогда он был еще жив. И личная история, про которую я писал, в спектакле ушла на второй план. Зал хотел слушать обличения «гнилого режима».

Зал жил тогда тютчевским:

Я поздно встал – и на дороге
Застигнут ночью Рима был!

И режиссер не мог, не смел не чувствовать этого. И бег трусцой в спектакле был заменен, точнее почти отменен. Актеры лишь обозначали этот бег. Почти все действие они играли лицом в зал. Эта мизансцена была нужна режиссеру для того, чтобы бросать в зал публицистические реплики. И вместе с залом он и актеры творили новый спектакль. О прогнившем жалком советском high
society. О деловых людях, которых только начинали называться «новыми русскими». О ненависти к наступавшему на всех фронтах первобытному русскому капитализму. После перестройки именно он и раздавит престиж демократии.

И зал радостно смотрел пьесу, как некую «перестроечную» публицистику. И вскоре я с изумлением услышал, что «эта пьеса о дочери Брежнева». И еще раз убедился, как он – Диктатор (то бишь зритель) – дирижирует действием и смыслом пьесы. Ибо зритель делает это, награждая актеров самым для них желанным – аплодисментами. Хлыстом хлопков он заставляет спектакль двигаться в желанную ему сторону, руша порой замыслы режиссера. Может быть, в этом причина безумной фразы одного режиссера:
«Я мечтаю играть спектакли без зрителей».

Программа о кризисе начала 90-х

#Радзинский #театр

Авторские вечера Эдварда Радзинского https://radzinskiy.com