Чайковского – где-то читал или слышал – упрекали в том, что он садился сочинять музыку до того, как на него находило вдохновение. Он, мол, это оправдывал соображением типа: «аппетит приходит во время еды».
Для меня аналогом еды вот уж полгода, больше, выступают цитаты историка искусства Киры Долининой: она до чрезвычайности умная в области, касающейся картин. А аналогом аппетита выступает неизменный факт, что удаётся анализировать то, что связано со словами Долининой, категорически избегающей анализов картин.
Сегодня очередь пришла цитировать такие очередные слова Долининой:
«Художник Никонов явно бывал в Эрмитаже и близко к тексту процитировал «Красную танцовщицу» Ван Донгена» (http://loveread.me/read_book.php?id=100990&p=67).
Это из серии её подначек художников, начинавших творить ещё в СССР. Они-де настолько бесталанные, что своей фантазии им не хватает, и им приходится прихватывать что-то у старых или не совсем старых художников Запада. – Естественное поведение русского либерала, считающего, что Россия веками была на неправильной стороне истории и даже после 1991 года тоже слабо перестраивается. Особенно с приходом во власть Путина, поведшего (цитата выше датируется 2000 годом) страну вообще страшно подумать, куда: обратно в СССР.
Мне не удалось найти то, что «близко к тексту», сколько я ни лазил по интернету.
Исходник такой.
У этого фовиста крик отчаяния выражен не только как бы выпрыгивающим из рамы красным цветом, но и оскалом кричащего рта и безумным выражением глаз. И психология работает. Так фовизм являл своё торможение на пути живописи, в конце концов, к абстракционизму.
Михаил Новиков работал на несколько десятилетий позже. Естественно было ему к абстракционизму, «копируя», приблизиться ближе:
Психологии дана отставка. Два явные лица пугают: одно – похожестью на череп, другое – похожестью на бандитскую балаклаву с вырезами для глаз. Неявные – неожиданностью ассоциаций.
И я даже не пробую поискать, ЧТО одного и другого художника привело в ТАКОЕ отчаяние, что они ТАК, бедняги, кричат красками и линиями. – Не любят искусствоведы вдаваться в душевную первооснову безобразий, являющихся образами того на Этом свете, что заставляет их убегать в виде подсознательного идеала аж в метафизическое иномирие. Десятилетие за десятилетием.
А Долинина по большому счёту и права, и не права. Если отказываться от психологии и ограничиваться красками и линиями, то выражать отчаяние и бегство в иномирие можно не ахти как разнообразно. Грех за это шпынять новичка. Тем паче – либералке. Да вот в своём формализме ей невдомёк, что советский по времени и месту рождения художник до отчаяния-то дошёл из-за чего-то плохого в советскости ж, против которой и она, либералка.
Я б даже западных натурокорежителей заподозрил в разочаровании из-за социализма, если они жили синхронно с ним. Социализм же (так называемый) влиял своим существованием на весь мир.
.
Если б я был враг России, я не мучил бы своего читателя текстами, требующими одновременно с чтением их ещё и думать. Я б воспользовался у того же М. Никонова минутами, когда он сам уставал от своей ненависти к Этому миру:
Я б не стал их анализировать. Пусть-де зритель балдеет. И так, балдея, станет вновь облапошенным либералами: дескать, хватит этой войны. Или как-то иначе…
27 мая 2024 г.