Во всем мире распространено явление, когда люди любыми способами пытаются увеличить свою долю богатства. Одни руководствуются чувством справедливости, другие - собственной жадностью, одни хотят создать равные социальные условия, другие борются с теми, кого считают привилегированными, третьи стремятся манипулировать массами, чтобы впоследствии использовать их в своих целях. Эти последние говорят о справедливости борьбы, будоражат чувства людей, вступают в столкновения друг с другом, пытаясь получить и защитить экономические права и привилегии, редко для всех, но обычно для тех, кто определяется как один из нас, наш, борец, полезный и т.д.
Наше приложение:
Конечно, неравенство в распределении богатств - как на межгосударственном, так и на социальном уровне - это сложившаяся суровая реальность, которая питает многие напряжения, порождающие насилие, варварство, человеческие кризисы и, особенно, черствость души, нигилистические убеждения и дальнейшее воссоздание неравенства и несправедливости. Но столь же неопровержимым историческим выводом является и то, что вечный цикл скрытого или открытого, легитимного и нелегитимного насилия, вызванный таким образом, не прекращается за счет все более и более масштабной борьбы и противостояния. Напротив, они фактически подпитывают этот цикл. Он не прекращается и тем более не ликвидируется за счет корыстных компромиссов, рациональных гарантий и подозрительности по отношению ко всем остальным. В результате в современном мире, прежде чем попытаться сразить дракона экономической эксплуатации, те, кто это делает, уже выстилают свое собственное гнездо, так что этот процесс оказывается не более чем подменой.
Как же на самом деле увеличивается наша зарплата?
В Евангельском чтении на 2-е воскресенье по Луке Христос, не вдаваясь в какой-либо экономический анализ, намекает на то, что у нас будет большая зарплата. В приведенном отрывке не упоминается на небесах, как это обычно бывает и что часто цитируется некоторыми с большой долей сарказма. В других местах фраза велика ваша награда на небесах (Лк. 6, 23) встречается в контексте Блаженств, когда речь идет о терпении учеников перед лицом человеческой злобы и недоброжелательности. Однако здесь упоминание платы не связано с небом ни косвенно, ни косвенно. Господь говорит о повседневной человеческой рутине: о жизни как ее части, о людях как действующих лицах в конкретных исторических обстоятельствах. Поэтому, когда Христос говорит здесь о жалованье, Он не имеет в виду какое-то будущее возмещение или дар: Он намекает на то, что относится к земле, хотя и переходит в вечность.
Как же Христос советует нам увеличивать свою зарплату? Отказавшись от логики воздаяния и начав соревнование в том, кто больше даст заботы и внимания. Он просит принять практику, противоположную многим теориям современной экономической науки. В то же время это один из немногих случаев, когда Он использует в своей речи императив, стремясь подчеркнуть абсолютную необходимость исполнения Его слов не потому, что Он очередной самодержец, а потому, что каждый раз, когда Его слова игнорировались, страдало человечество.
Что же именно Он рекомендует? Поступайте с другими так, как вы хотели бы, чтобы они поступали с вами. Любите их прежде всего, превосходите их в помощи, заботьтесь о них, чтобы они чувствовали себя любимыми. Не поддавайтесь логике отдачи. Если вы любите только тех, кто показывает, что любит вас, то где же польза? Если вы делаете добро тем, кто вам помог, опять же, где польза? А если вы даете взаймы только тем, кто, как вы надеетесь, вернет вам деньги, то опять же, где польза? Но вы же христиане, носите Мое имя как свое удостоверение, поэтому любите врагов ваших, благотворите всем без исключения и различия и давайте взаймы, не приводя никого в отчаяние. Только так можно обеспечить себе действительно великую награду, и вы будете детьми Божьими, так как будете подобны Ему по благодеянию и пользе.
Многие люди на протяжении веков говорили, что это не работает. Из-за них христианство было осуждено как утопизм. Но во всех случаях, когда оно применялось, исторически наряду с духовным расцветом наблюдалось и экономическое процветание, и реальное перераспределение богатства в обществе, и система социального обеспечения, способная поддержать и справиться с любыми трудностями. Это свидетельствует о том, что не материальное богатство является причиной культурного и духовного благополучия в целом, а скорее наоборот: нравственные заповеди и осознанная духовная жизнь дают неисчислимые результаты даже в экономической сфере.
Чем христианский взгляд на повседневную жизнь, даже на экономику, отличается от других теорий? Во многом, но главным образом в отношении к другим людям. Они определяются не как враги, оппоненты или противники, а как родственники, собратья, члены одного тела. Это происходит потому, что Христос своим учением дал нам понять фундаментальную вещь: врагов не существует. С нашими дурными мыслями и страхами мы склонны видеть врагов везде, особенно там, где их нет. В силу собственной незрелости и неопытности мы с самого начала относим всех к этой категории.
Желание Христа, миссия Его Церкви состоит в том, чтобы все мы поняли, что любовь - это единственный, обязательный путь, который, прежде чем сделать нас достойными Царства Небесного, создает здесь, на земле, условия для достойной жизни.