Мнение многих людей о добрых христианах расходится с мнением Евангелия и святых отцов и матерей, то есть Церкви. Если добрые христиане - это те, кто применяет десять заповедей или, по крайней мере, некий нравственный перечень того, что нужно делать и чего нужно избегать, то очевидно, что Церковь придерживается иного мнения.
Наше приложение:
Христиане находятся в этом мире не для себя, а для других людей. Всей своей жизнью они призваны явить Христа миру и привести мир ко Христу (св. Кирилл Иерусалимский). Святитель Иоанн Златоуст, анализируя эту тему, говорит, что нет никого бессердечнее христианина, который не спасает других, иными словами, который не интересуется другими. Этот интерес проявляется в том, что мы даем ближним то, что им нужно, а не то, что, по нашему мнению, они должны иметь. Как говорит далее Златоуст: Каждый может принести пользу ближнему, давая ему то, в чем он нуждается. В заключение он замечает, что юродивые девы в евангельской притче были благопристойны, чисты и благоразумны, но никому не были нужны. Как и тот человек, который не прелюбодействовал, не нарушал клятвы и не совершал других грехов, но был отвергнут Христом, потому что не оказался полезным для других, не поддержал ближних.
Если первая великая заповедь о любви к Богу и, как следствие, к ближним лежит в основе всех остальных заповедей Христа, то мы легко можем понять, почему без них мы не можем быть христианами. Конечно, главное, чтобы мы шли путем Господним, знали причину своего существования. Иными словами, сердце, горящее для всего творения (преподобный Исаак Сирин), - это не действие, о котором можно сказать, что мы его совершаем или не совершаем. Напротив, нам крайне важно понять, что добрые христиане - это не те, кто нравственен, кто добросовестно соблюдает Закон Божий, кто благочестив, а те, кто хочет и стремится быть полезным людям, как это делал Христос.
Это не должно восприниматься как пренебрежение к практике поста и самоограничения. Как и пренебрежение к таинствам, молитве и учебе. Ведь без них мы можем любить сколько угодно, но не так, как Христос. Благодатью Святого Духа Христос заставляет христиан принимать всех людей, какими бы они ни были, как бы они ни жили, без различия.
Наконец, если через наше присутствие, наши слова и дела, и даже через наше молчание окружающие не ощущают присутствия живого Бога, как мы можем называть себя хорошими христианами? А если мы не такие, какими нас хотят видеть Христос и Церковь, то стоит ли удивляться, что у нас нет радости и удовлетворения, что мы испытываем печаль и боль, страдания и разочарования?