Хороший польский детектив. Чем-то он похож по атмосфере на советский детектив 1956 года "Дело № 306". Хотя сам режиссёр Ян Батори хотел снять что-то в английском духе. Чёрт его знает, что он под этим подразумевал, но в итоге получился обычный, но вполне приличный детектив.
В советском кинопрокате он шёл с 3 февраля 1964 года. Дубляж был выполнен на киностудии имени Максима Горького. Снят фильм по повести "Смерть и Ковальский" Мацея Сломчинского.
Главные роли сыграли Станислав Микульский и Барбара Рыльска (не путать с Брыльской). Здесь она также исполнит несколько песен.
В польском городе Гдыня, что на севере страны, по ночам происходят жуткие преступления. Один за другим бесследно исчезают разные профессора, а также подвергаются нападению грабителей и убийц таксисты. Хенрик Ковальский (Станислав Микульский) и его компаньон Казик Горский (Тадеуш Звездовский) занимаются извозом на одной машине.
Тут хочется отметить, что в Польше явно не было социализма, поскольку в фильме показана совершенно дикая для Советского Союза картина: двое мужчин на свои же деньги покупают подержанную в хлам машину и начинают на ней "бомбить" по 12 часов кряду как какое-нибудь Яндекс-Такси в современной РФ. При этом ремонт, запчасти и прочие издержки - тоже из своего кармана.
У нас ведь как было в советское время (мой дядя в такси работал): государственный автопарк предоставляет машину каждому водителю, достойные график и оплату (помимо сверхурочной), ремонт автомобиля вместе с запчастями, бензин - за счёт автопарка. Задача таксиста в СССР - довести пассажира из пункта А в пункт Б. В общем всё как у людей. Голова ни о чём не болит. Но в Польше ничего подобного даже в 1963 году нет...
Ну так вот... Ковальский был под каблуком у своей невесты Марыси (Магдалена Соколовская). Она им крутила как хотела. Жалкое зрелище. Хенрик должен был принять смену у Казика, но после ссоры с невестой, он идёт по улице и видит как хулиганы пристают к какой-то женщине. "Подкаблучник" бросается на них с кулаками и одерживает победу. Вот так вот! Так он знакомится с дамой, оказавшейся певицей Кристиной (Барбара Рыльска) в одном популярном клубе "Орион", куда она его и приглашает.
А Казику пришлось сразу же поехать во вторую 12-часовую смену. Но беда не приходит одна. Так вышло и для бедняги Казика, которого во время этой поездки убили и ограбили. А Ковальский первым попадает под подозрение милиции. Лейтенант Шиманский (Венечислав Глинский) ведёт неустанное наблюдение за ним.
Тем временем, устав от ревности Марыси, Хенрик через Кристину попадает в среду ночного клуба "Орион", где появляются состоятельные люди, рассчитывающие на нелегальную эмиграцию за границу и с которыми соблазнительная певица охотно заводит более тесные знакомства.
Она обещает им помощь с документами и прочим, приглашая к себе на уединённую дачу в Орлово по улице Зелёная, дом 8. Приезжали они уже с деньгами и здесь попадали в руки сподручных Кристины - хладнокровных убийц. Они же таким образом "подхалтуривали", убивая и грабя таксистов.
И когда Ковальский близко подбирается к разгадке тайны, за ним по злополучному адресу следует не только лейтенант Шиманский, но и ревнивица Марыся. Концовка, конечно, будет благополучная для героев фильма. Злодеи получат по заслугам.
Это конечно хуже советских детективов, которые стоят особняком в мировом кинематографе, но всё равно вполне неплохо. Может если бы не старались поляки походить на англичан, то получилось бы тоже очень хорошо.