Вопрос: Иногда трудно смириться с тем, что наш Бог любви может произносить такие слова, как тьма внешняя (Мф. 8:12) или червь, который не умрет (Мк. 9:44).
Наше приложение:
Архим. Захария: С одной стороны, Он говорит: Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6:37), но с другой стороны, написано, что мы будем стучать в дверь, и Он ответит: не знаю вас, где вы... Отойдите от Меня, все делатели беззакония (Лк. 13:25, 27). Однако то, что Он предупреждает нас, является также проявлением Его любви. Если мы проявляем хотя бы небольшое желание исправиться, Он готов помочь нам. Даже если мы дадим Ему мизинец, Он схватит нас за руку и вытащит из ямы. Мы принимаем то, что Господь говорит об аде, как истину и смиряемся. Это приводит к раскаянию и смирению, и мы становимся ближе к Нему. Таким образом, мы сохраняем разум в аду. Некоторые святые говорят, что тот, кто не помнит об аде, не избежит его. Кто живет, не считаясь с адом и не принимая необходимых мер, чтобы избежать его, тот не избежит его. В конце концов, нужно отказаться от собственного разума и поверить словам Господа. Если мы будем руководствоваться собственной логикой, то так и останемся в неведении, потому что человеческая логика всегда ограничена рамками сотворенного мира. Даже воображение не может выйти за его пределы. Мы ничего не знаем о несотворенном мире, пока не начнем подчиняться слову Господа, которое приходит оттуда. Если мы принимаем Божью заповедь и начинаем ее исполнять, то благодать расширяет сердце и просветляет разум. Тогда мы начинаем рассуждать по-другому, приобретаем иные склонности и устремления. Мы укрепляемся и утверждаемся в логике, вдохновленной Богом, выведенной из потустороннего мира. Без Слова Божьего, без призывания Его Имени у нас нет ни контакта, ни возможности узнать что-либо о верхнем мире.
Вопрос: Святитель Софроний говорит, что любовь к врагам невозможна без веры во Христа, но мы слышим рассказы даже о нехристианах, которые прощают своих врагов.
Архим. Захарий: Святой Павел говорит, что даже если мы отдадим себя на сожжение, это не великое дело, если не будет сделано ради Христа, то есть если не будет сделано в духе смирения Христова (1 Кор. 13:3). Любовь к врагам - это высшая форма любви, потому что для того, чтобы простить того, кто нас обидел, необходимо полное смирение. Мы с трудом прощаем тех, кто наказывает нас, когда мы совершаем ошибки. Представьте себе, что на нас нападают, когда мы ни в чем не виноваты. Невозможно простить без благодати Христа, без присутствия в нас Святого Духа. Только Христос обладает таким абсолютным смирением, потому что Он принял несправедливую смерть. Он был невиновен, безгрешен, и все же Он отдал себя на растерзание убившим Его грешникам, молясь за них: Отче, прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34). Именно смирение Христа характеризует истинную любовь к врагам.