Найти в Дзене
Мужские Мысли

Акварельные краски: процесс изготовления

Оглавление

Представьте себе пустынный регион на северо-востоке Африки — Судан. Это место известно своим крайне суровым климатом, где происходят песчаные бури и температура воздуха поднимается до +50°C. Именно здесь, в районах Кордофана, Кассалы и Дарфура, добывается вещество, из которого производятся акварельные краски, такие нам знакомые и привычные.

Процесс создания акварельной краски начинается с пигмента — концентрированного порошка, определяющего её цвет. Пигменты могут быть растительными, минеральными, содержащими металлы или их оксиды. Они смешиваются из сотен органических и неорганических веществ, изначально находящихся в виде порошка. Чтобы превратиться в краску, пигменту нужно связующее вещество, которое удерживает все компоненты и фиксирует их на бумаге после высыхания.

В древности для связующего вещества использовали яичный желток, создавая так называемую "темперу". В эпоху Возрождения для изготовления масляной краски использовалось вываренное льняное масло. А акварельные краски производятся из гуммиарабика — сока маленьких колючих деревьев акации, растущих в Судане. Древние египтяне использовали гуммиарабик для мумификации, а китайцы добавляли его в тушь для письма.

Для создания связующего вещества из коры акации делают надрезы сверху вниз. Выступивший молочный сок собирают, высушивают, затем измельчают в порошок и добавляют пигмент.

В настоящее время процесс изготовления акварели практически не изменился за тысячу лет, поскольку синтетический аналог гуммиарабика так и не был создан. Гуммиарабик прозрачен и отражает свет, что значительно улучшает качество цвета. Он также водорастворим после высыхания и безвреден. Однако также интересна и история создания основных цветов.

-2

Жёлтый и оранжевый

Жёлтый и оранжевый — два наиболее известных цвета в акварельной гамме. В течение многих веков жёлтые пигменты получали из опасных веществ, таких как мышьяк, кадмий или хром. Безопасные альтернативы были крайне дорогими, например, шафран получали из пыльцы посевного крокуса. Более того, только белоснежные ткани можно было окрашивать в жёлтый, поэтому наиболее яркие оттенки были особенно ценны. В Древнем Китае носить жёлтые одежды разрешалось только императору и высшему духовенству, которые окрашивали их шафраном.

История оранжевого пигмента начинается в I веке нашей эры, когда в гавани Афин произошёл пожар, уничтоживший бочки со свинцовыми белилами. После тушения огня местные власти обнаружили, что белила изменили свой цвет на красно-оранжевый. Этот краситель стал известен как свинцовый сурик. Красавицы и гладиаторы использовали его для подкрашивания лица, а также для росписи стен и создания книжных миниатюр. Однако позже стало известно, что этот краситель ядовит, и в XX веке он был исключён из ассортимента красок.

Долгое время оранжевый был рассматриваем только как переходный цвет, назывался оттенком жёлтого или красного в зависимости от степени насыщенности. Статус самостоятельного цвета оранжевый получил только в современном мире благодаря произведениям искусства Ван Гога и Эдварда Мунка.

Красный и пурпурный

Для получения красного и пурпурного пигментов участвуют различные методы, которые имеют свою специфику и сложности. Красный цвет, например, достигается благодаря содержанию краснозёма с высоким содержанием оксида железа. При извлечении ярко-красного красителя из кошенили требуются значительные усилия: приблизительно 14 тысяч насекомых нужно перетереть, чтобы получить 100 граммов пигмента. Эти насекомые собираются с определенного вида травы или с кактусов. Аналогичным образом, с огромными трудностями получается пурпурный краситель, производимый из желез моллюска мурекса. С целью получить 100 граммов пурпура, требуется пожертвовать жизнью 100 тысяч моллюсков. Интересно отметить, что красный цвет является символом опасности для людей, в то время как большинство животных не различает его. Птицы, напротив, хорошо различают красный цвет и часто собираются на красные фрукты, возможно, благодаря их видимости в красном спектре. Ещё одним источником сырья для красной краски является марена, трава, которую используют для этой цели с древности.

Синий

Синий цвет в прошлом можно было получить только двумя способами. Первый способ заключался в залитии листьев вайды красильной мочой и ожидании брожения. Второй способ предполагал растирание драгоценного камня, который добыт в отдалённой копи на территории современного Афганистана, в порошок. Ультрамарин, так же известный как ляпис-лазурь, являлся дороже золота и проходил через множество стадий, прежде чем попасть в руки художника. Производство тускло-синего индиго из вайды сопровождалось неприятным запахом. В средние века индиго стали поставлять из Индии, где была обнаружена вайда с более сильными красящими свойствами, чем в центральной Европе. Индийское индиго постепенно вытеснило центральноевропейское индиго с рынка.

Зелёный

Зелёный цвет создается благодаря хлорофиллу, который содержится в листьях и отвечает за выработку кислорода, без которого жизнь на Земле была бы невозможна. Во многих культурах зелёный цвет имеет священное значение, особенно это актуально для регионов, где зелени в пейзаже почти нет, например, для пустынь. На протяжении многих столетий зелёный ассоциировался с смертельной опасностью. Отравления часто изображались зелёным цветом. В прошлом зелёные пигменты содержали ядовитые оксиды металлов, пропитанные ядовитым мышьяком. Художникам приходилось быть предельно осторожными, поскольку при случайном попадании красителя на язык они могли погибнуть. Одна из легенд гласит, что Наполеон стал жертвой интерьерного дизайна: его комната была обклеена зелёными обоями, в составе которых находился мышьяк как краситель.

Заключение

Итак, основные цвета, которые используются в акварельных красках, являются основой для создания всех остальных оттенков. Как известно, основные цвета включают в себя красный, жёлтый и синий. Они называются также прямыми или первичными цветами, поскольку они не могут быть созданы путём смешивания других цветов. Они существуют сами по себе и служат отправной точкой для создания всего многообразия оттенков и тонов акварельных красок.

Смешивая прямые цвета, мы можем создать вторичные цвета, такие как оранжевый, зелёный и фиолетовый. Оранжевый получается путём смешивания красного и желтого цветов, зелёный — путём смешивания жёлтого и синего, а фиолетовый — путём смешивания красного и синего. Эти вторичные цвета могут быть использованы в акварельной живописи для создания новых оттенков и градиентов.

Кроме того, существуют ещё дополнительные цвета, которые являются комбинацией прямых и вторичных цветов. Например, серый получается путём смешивания чистого чёрного и белого, в то время как коричневый можно создать путём смешивания оранжевого и синего. Эти дополнительные цвета расширяют палитру акварельных красок и позволяют художникам создавать более сложные и глубокие многослойные эффекты.

Несмотря на то, что история акварельной живописи насчитывает тысячу лет, привычные нам цвета остаются основными компонентами искусства. Их эффекты и возможности по-прежнему впечатляют своей красотой и многогранностью. Каждый цвет имеет свою уникальную энергию и выражение, и благодаря тщательно подобранным пигментам и связующему веществу акварельные краски становятся инструментом для самовыражения художников во всём мире.

Материалы по теме